ТЕЛЛЬ ХАЛАФ
Телль Халаф (Tell Halaf, в хеттский период — Гузана, Guzana) — многослойное поселение эпохи энеолита и бронзы в Северо-Восточной Сирии, неподалёку от сирийско-турецкой границы, эпонимный памятник халафской археологической культуры.
План Телль Халафа (Tell Halaf Excavation Project)
Первым европейцем, посетившим отдалённую сирийскую деревню Рас-эль-Айн (Ras al-Ayn), которая располагалась у истоков Хабура, стал немецкий дипломат, востоковед и археолог барон Макс фон Оппенхайм. Увлечённый путешествиями и тяготевший к достопримечательностям Востока, он прибыл сюда в 1899 г. в рамках своей очередной экспедиции. Побывав в странах Северной и Восточной Африки и Индии, он отправился в Сирию и Месопотамию с целью изучения языка и обычаев бедуинов. Кроме того, он исследовал памятники древности и интересовался историей древних культур.
Добравшись до окрестностей селения Рас-эль-Айн, Макс фон Оппенхайм услышал от бедуинов о необычных находках, обнаруженных местными жителями на одном из близлежащих холмов. Этими загадочными находками были некие каменные изваяния в виде животных с головой человека. Рассказы бедуинов настолько заинтересовали исследователя, что он решил попытаться самостоятельно найти нечто подобное на холме Халаф, как его называли арабы. Услышав это название, барон фон Оппенхайм предположил, что оно может быть не просто древним, а очень древним, поскольку подобные топонимы встречаются в библейских текстах. И практически сразу же после начала раскопок на вершине Телль Халафа ему удалось обнаружить детали фасада большого дворца (впоследствии названного «Западным дворцом» и увязанного с неохеттскими царствами X-IX вв. до н. э.), а также обломки каменных скульптур.
Испытав восторг от своего открытия, первооткрыватель Телль Халафа довольно быстро свернул работы, поскольку требовалось получить официальное разрешение на проведение раскопок и подготовить полноценную экспедицию. Но возвращение произошло лишь через десять лет — в 1911 году. На этот раз к месту раскопок были доставлены все необходимые для создания лагеря материалы, припасы и инструменты. Барон фон Оппенхайм привез с собой даже маленький паровоз.
При помощи наёмных работников из числа местных жителей Макс фон Оппенхайм продолжил работы на раскопе, заложенном на том же месте, что и в первый раз.
Помимо остатков дворца и внушительных размеров статуй ему удалось обнаружить каменные барельефы со сценами охоты и изображениями фантастических существ.
Работа на памятнике продвигалась довольно медленно, поскольку экспедиция испытывала массу проблем, связанных с ухудшением состояния здоровья сотрудников из-за особенностей сурового местного климата. Болезнь не обошла стороной и руководителя — нездоровилось и самому Максу фон Оппенхайму. А в 1914 г. наступил очередной длительный перерыв в раскопках Телль Халафе, причиной тому стала начавшаяся Первая мировая война. Только через полтора десятилетия, в 1927 г., Макс фон Оппенхайм смог вновь продолжить исследования на памятнике.
Дворец и примыкающий к нему храм, которые обнаружила экспедиция Макса фон Оппенхайма, относятся к X-IX вв. до н. э. В этот период Телль Халаф стал столицей небольшого царства Бит Бахиани и был известен под названием Гузана. Архитектура дворца и храма имеют ярко выраженные неохеттские черты. Так, например, перекрытие портика храма располагалось на головах трёх божеств, возвышавшихся на спинах свирепых зверей с открытыми пастями и грозными глазами.
Этот слой Телль Халафа был перекрыт следами пожара и серьёзных разрушений. Вероятно, эти разрушения были связаны с захватом города ассирийцами - в 894 г. до н. э. ассирийский царь Адад-Нирари II упомминает Гузану среди своих арамейских владений.
С ассирийцами связан второй дворец, обнаруженный на Телль Халафе - так называемый "Северо-Восточный дворец", раскопанный немецкой экспедицией уже в наши дни.
Помимо находок рубежа II-I тыс. до н. э. экспедиция Макса фон Оппенхайма обнаружила в более ранних слоях памятника фрагменты характерной расписной неолитической керамики с геометрическими и зооморфными орнаментами. Также в этих слоях были найдены глиняные женские и зооморфные статуэтки. Датировка этих находок рубежом VI-V тыс. до н. э. позволила сделать вывод об обнаружении остатков самобытной земледельческой культуры, одной из наиболее древних в Передней Азии. По названию Телль Халафа эта культура стала именоваться в литературе халафской.
Следы халафской культуры прослеживаются в материалах многих памятников, расположенных на обширной территории от верховьев Евфрата до Ура в Южной Месопотамии. Проведённые в разное время археологические раскопки подарили миру огромный массив данных, позволяющих составить достаточно полное представление об особенностях этой культуры.
Наиболее ярким её признаком является керамика довольно простых форм, при этом богато декорированная. На сосудах изображены быки и бараны, леопарды и олени, змеи и скорпионы, птицы и люди. Встречаются и сосуды с растительными и геометрическими узорами. Халафская керамика раннего периода характеризуется росписью красной или черной краской, нанесённой на светлый фон.
По мере развития халафской культуры формы сосудов становятся всё более сложными, на последнем этапе её существования широкое распространение получают крупные полихромные сосуды низких форм.
Застройку поселений халафского периода составляли расположенные вдоль мощёных улиц сравнительно небольшие дома, состоявшие из двух помещений. Одна из комнат представляла собой круглое сводчатое помещение, а вторая имела форму прямоугольника. Дома строились на каменных фундаментах, а стены их были сложены из сырцового кирпича грубой лепки.
Обнаруженные во время раскопок остатки культовых сооружений с бычьими рогами и изображённые на сосудах рога свидетельствуют о распространении культа быка. А найденные в большом количестве женские фигурки подтверждают бытование культа Богини-Матери.
Основным занятием носителей халафской культуры являлось земледелие — они занимались выращиванием ячменя, льна, пшеницы. Высокое развитие получило и ткачество, поскольку овцы и козы, поставлявшие шерсть, уже могли быть одомашнены. Исследователи предполагают, что в период существования халафской культуры люди уже были знакомы с металлом. Важное место в экономике занимала и торговля, а торговые связи охватывали огромную территорию, доходя до Средиземного моря. С приходом носителей следующей, убейдской, культуры приблизительно в 4400-4300 гг. до н. э. халафская цивилизация постепенно угасла, но благодаря энтузиазму археологов до наших дней дошли удивительные артефакты, созданные её носителями.