ТЕНОЧТИТЛАН
16.12.2020

ТЕНОЧТИТЛАН

Города древности

Теночтитлан (Tenochtitlan) — столица цивилизации ацтеков, располагавшаяся на месте современного Мехико на острове в центральной части озера Тескоко. Город был основан в 1325 г. и разрушен в ходе испанского завоевания в 1521 г. Вместе с Теночтитланом пала и могущественная Ацтекская империя.


Lienzo de Tlaxcala Teciquauhtitla

Осада Теночтитлана испанцами (иллюстрация из кодекса "история Тлашкал

Существует две версии происхождения топонима Теночтитлан. Согласно одной из них, город получил своё название в честь вождя Теноча. Вторая гипотеза сводится к расшифровке словосочетания слов «камень», «туна» и «изобилие», которое на классическом языке науатле звучит как Tetl-Nochtli-Tlan. Туна — это плоды опунции, которой ацтеки придавали сакральный смысл и считали ниспосланным богами растением. Перевод этого словосочетания может звучать как «место, где на камне растёт кактус». Легенда гласит, что после долгих странствий ацтеки остановились в том месте, где увидели орла, сидящего на опунции и поедающего змею. Расценив это как исполнившееся пророчество, они заложили на этом месте город, вскоре ставший одним из крупнейших в мире.


Fundacion de la Ciudad de Mexico-Extracto del codice Duran.jpg
Изображение основания Теночтитлана в "Кодексе Дюрана", XVI в.


Территория, выбранная для будущей столицы, была выгодной с разных точек зрения. Во-первых, расположение на острове посреди озера, изобилующего рыбой и водоплавающей птицей, а также дичью в прибрежных лесах, открывало широкие возможности для рыбной ловли и охоты. Во-вторых, практически со всех сторон долину окружали горные цепи, являвшиеся естественной преградой. С юго-востока возвышались величественные вулканы Попокатепетль и Ицтаксиуатль. Сама природа располагала к тому, чтобы на этом месте возник могущественный город.

Всего за сотню лет с момента основания в 1325 г. Теночтитлан разросся до огромных размеров и превосходил по размерам все самые крупные европейские города своего времени. Численность населения уже в середине XV в. могла составлять 200 тысяч жителей, а площадь города достигала 1200 га. Три широкие дороги, шедшие в северном, южном и западном направлении, связывали Теночтитлан с прибрежной зоной. Для того, чтобы лодки могли свободно проходить под этими насыпями, были специально построены подъёмные мосты, которые разбирали в случае угрозы безопасности города.

Планировка Теночтитлана была регулярной, город состоял из четырёх крупных районов (Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько), каждый из которых, в свою очередь, делился на пять кварталов. Улицы проходили перпендикулярно друг другу, а в нескольких местах их пересекали каналы с облицованными разноцветным камнем берегами.


tenochtitlan

Реконструкция центральной части Теночтитлана — макет в Национальном музее антропологии в Мехико (автор фото: Xuan Che)

В центральной части, размеры которой составляли 275×320 м, находились ключевые культовые сооружения, эта часть города представляла собой огромный ритуальный центр. Здесь проводились торжества, религиозные обряды, общегородские собрания.

Архитектурной доминантой Теночтитлана являлась Великая пирамида (Темпло Майор), размеры которой в основании составляли 100×100 м, а высота превышала 40 м. Верхний ярус пирамиды занимали святилища, возведённые в честь двух богов — покровителя дождя Тлалока и бога войны Уицилопочтли. Помимо Великой пирамиды на территории ритуального центра находился храм, посвящённый Кецалькоатлю, и стадион для игры в мяч — непременный атрибут ацтекского города. Храмовые комплексы также имелись в каждом районе.


Recinto Templo Mayor

Руины Великой пирамиды (автор фото: BekaHari)


Дворец правителя и жилища представителей привилегированной части общества были сосредоточены неподалёку от ритуального центра города. Эти постройки отличались большими размерами, наличием садов и бассейнов.

Moctezuma palace.jpg

Изображение дворца правителя Моктесумы II в "Кодексе Мендоса"


Центральную площадь от жилой застройки отделяла крепостная стена протяжённостью 500 м, именуемая Коатепантли («змеиная стена»). С внешней стороны её украшали рельефные изображения змей.

Помимо храмов и правительственных зданий в Теночтитлане возводились школы, хозяйственные постройки, рынок, склады и мастерские. Жилища горожан располагались по периметру стены. Население делилось на кланы, представители которых выполняли тот или иной вид работ, и каждый клан занимал отдельный массив из нескольких небольших одноэтажных домов.

При строительстве зданий ацтекские строители принимали во внимание особенности рыхлой почвы, поэтому во избежание проседания грунта возводили свои творения на сваях. Городские постройки регулярно подвергались ремонту и реконструкции.

В Теночтитлане было организовано водоснабжение — сеть акведуков позволяла обеспечивать жителей чистой питьевой водой. Вода в главный акведук поступала из источника, расположенного на холме Чапультепек, который находился к западу от центра города. Перемещаться по городу можно было разными способами, в том числе, и по воде, поскольку его пересекало множество каналов, по которым лодки доставляли людей и продукты.


Chac mool en el Templo Mayor, Ciudad de México

Скульптура бога дождя Чака на территории Великой пирамиды
(автор фото: Juan Carlos Fonseca Mata)


К северу от главной площади располагался город Тлателолько, с которым Теночтитлан был тесно связан на протяжении всей своей истории. Здесь бурлила экономическая жизнь, поскольку в Тлателолько находился крупный рынок, куда земледельцы поставляли продукцию. Сельское хозяйство играло важную роль в жизни столицы, несмотря на дефицит плодородных земель на острове посреди озера. Ацтеки решили эту проблему весьма изобретательно, создав знаменитые чинампас — закреплённые в воде при помощи частоколов, плетней и водорослей насыпные островки. На этих рукотворных полях, разделённых узкими каналами, ацтеки возделывали почву и выращивали различные культуры — маис, томаты, перец, фасоль, тыкву, пряности. Отдельной статьёй доходов земледельцев являлись цветы. Торговля на рынке Тлателолько была организована чётко, а возможность снимать по нескольку урожаев в течение года благодаря особенностям климата делала сельское хозяйство выгодным занятием.


Altar der Kröten

Алтарь лягушек на территории Великой пирамиды (автор фото: Wolfgang Sauber)


После победы над ацтеками испанцы разрушили Теночтитлан и на его руинах начали строить свой город. Остатки древних построек археологи обнаружили только в начале ХХ в., но полноценные раскопки удалось организовать лишь в 1970-х гг. благодаря строительным работам в Мехико.

Первое значимое открытие было совершено случайно в 1966 г. во время прокладки линий метрополитена, когда рабочие наткнулись на артефакты, датированные эпохой ацтеков. А в 1978 г. произошло событие, ставшее сенсационным, — при работах по монтажу электросетей землекопы обнаружили фрагмент огромного рельефного изображения. После консультаций с археологами удалось выяснить, что эта каменная глыба— диск с изображением богини Луны Койольшауки. Это открытие означало, что где-то неподалёку располагался Великий храм, сердце Теночтитлана и самое почитаемое место в ацтекском мире. Обнаружение диска Койольшауки показало перспективность археологического изучения этого района.


Coyolxauhqui stone

Диск Койольшауки (автор фото: Stregoika)


Широкомасштабное исследование руин Теночтитлана началось в 1978 г. и продолжалось до 1982 г. За это время была исследована обширная территория площадью около 7 тыс. кв. м. Научное руководство осуществлял известный мексиканский археолог Матос Моктесума. В ходе раскопок учёным удалось обнаружить пирамидальную конструкцию внушительных размеров, которая перестраивалась как минимум шесть раз. 


Templo Mayor 2015 001

Великая пирамида (автор фото: Mike Peel)


Верхний ярус пирамиды сильно пострадал во время колонизации, когда древнее сооружение использовалось конкистадорами в качестве источника строительного материала. Нижние уровни сохранились значительно лучше, что позволило археологам проследить строительную историю древнейшего храма Теночтитлана, построенного вскоре после основания города.


GranPyramideDeTenochtitlan.JPG

Нижние ярусы Великой пирамиды


При сооружении нового храма ацтеки возводили его поверх предшествующего. На вершину пирамиды, где располагались святилища Тлалока и Уицилопочтли, вела широкая двойная лестница. На отдельных её участках сохранились надписи, позволившие датировать храм 1390 г. Жертвенный камень, установленный перед святилищем Уицилопочтли, предназначался для совершения человеческих жертвоприношений. Среди обнаруженных находок — многочисленные артефакты, включая статуэтки и маски Тлалока, выполненные из камня и позволившие получить представление о верованиях ацтеков. Кроме того, были найдены каменные жаровни, предназначавшиеся для курения благовоний и украшенные символами Тлалока и Уицилопочтли.


StoneMasksTemploMayor

Каменные маски Тлалока в Музее Темпло Майор (автор фото: Thelmadatter)


Изучая историю Теночтитлана, профессор Моктесума руководствовался не только обнаруженными археологическими материалами, он активно использовал письменные источники — кодексы ацтеков, дневники испанских хронистов XVI в. Благодаря этому комплексному подходу теперь мы можем составить достаточно подробное представление о жизни одного из крупнейших городов древности.


На верхнем фото: нижние ступени лестницы, ведущей к Великой пирамиде (фото: Mona & Christian Wittmann)