ТИУАНАКО
14.12.2020

ТИУАНАКО

Города древности

Тиуанако (Тиауанако, Тайпикала; Tiwanaku, Tiahuanaco, Tiahuanacu) — древний город, остатки которого расположены в 50 км западнее Ла-Паса и в 16 км от восточного побережья озера Титикака.


Tiwanaku Statue Der Moench

Т. н. статуя Понсе в Тиуанако (автор фото: Fulsen)


О цивилизации Тиуанако не сохранилось никаких письменных свидетельств, первые упоминания относятся к 1549 г., когда испанский конкистадор Педро Сьеза де Леон составил описание своего путешествия в поисках столицы империи инков.

Материалы археологических раскопок позволяют датировать основание поселения приблизительно 1500 г. до н. э. Своего наивысшего расцвета город достиг в II-IX вв., став не только крупнейшим городом в регионе, но и столицей государства Пукина, территория которого простиралась от Андского нагорья до Тихоокеанского побережья. На языке пукина название города звучало как Тайпикала, что переводится как «центр мира», и это неудивительно, учитывая, что торговые связи Тиуанако охватывали большую часть континента. В период расцвета площадь города составляла около 6 кв. км, а численность населения могла достигать 40 тысяч человек. Город просуществовал практически до конца XII в. и был оставлен жителями. Причиной оттока населения стал разгром, устроенный племенами колья (аймара).

Несмотря на то, что примерно в 1180 г. Тиуанако фактически прекратил своё существование, как и государство Пукина, город сохранил высокое значение в мифологии инков. Они считали, что в Тиуанако появился на свет основатель их государства и его первый правитель Манко Капак, отсюда же родом была и Мама Окльо — его сестра и супруга. Согласно традициям инков, представители высшей знати должны быть непременно связаны кровными узами, и только потомок Манко Капака и Мамы Окльо мог считаться полноценным инкой. Исходя из этого, гипотеза о том, что исторические инки происходили из региона Тиуанако, теоретически может иметь под собой основания.


Tiwanaku2

Т. н. статуя Фрайле, или "Бог воды" (автор фото: Anakin)


На протяжении всей своей продолжительной истории носители культуры Тиуанако занимались сельским хозяйством, которое достигло здесь больших высот и по степени организованности и сложности превосходило большинство агросистем древнего мира. Около 200 га вокрестностях города возделывалось по особой технологии. Жители Тиуанако устраивали специальные насыпи и каналы для орошения, что обеспечивало высокую урожайность. Современные попытки реконструировать данную систему показали её высокую эффективность.

В ходе раскопок археологами были обнаружены многочисленные обломки керамических сосудов, которые производились в Тиуанако. Их анализ позволил исследователям составить представление о различных аспектах жизни носителей культуры Тиуанако, проанализировать социальное и этническое разнообразие. Глиняная посуда предназначалась, главным образом, для приготовления пищи и хранения продуктов, а также использовалась во время религиозных ритуалов.


Precolumbian Statue

Антропоморфный сосуд из Тиуанако (автор фото: Christophe Meneboeuf)


Ещё одним достижением носителей культуры Тиуанако являлась искусная обработка камня. Работа с такой твёрдой вулканической породой как андезит представляет собой крайне непростую задачу даже при использовании современных методов. Поэтому высокое мастерство древних архитекторов Тиуанако вызывает неподдельное восхищение. Крупные блоки камня добывали в карьере, расположенном в 80 км от города, и перевозили по искусственному каналу, уровень воды в котором регулировался при помощи дамб и плотин.


Tiwanaku 09

Каменная кладка стен Каласасайи (автор фото: LBM1948)


Одним из примечательных памятников Тиуанако является пирамидальная структура под названием Акапана, размеры которой составляют примерно 257×197 м, а высота достигает почти 17 м. С западной стороны Акапаны расположена лестница, украшенная скульптурами. Прежде считалось, что Акапана возвышается на естественном холме, однако современные исследования показали, что земляной холм в основании конструкции имеет искусственное происхождение, и в его основании лежат каменные блоки разных размеров, вес наиболее крупных из которых достигает 65 тонн. Судя по всему, Акапана представляла собой некую границу между религиозным центром города и участками жилой застройки.


Tiwanaku5.jpg

Пирамида Акапана (автор фото: Claire Pouteau)


Ещё одна искусственная платформа, именуемая Пума Пунку, находится в 1 км юго-западнее основного комплекса и представляет собой насыпной курган в форме прямоугольника размерами 167×116 м. 


Pumapunku 06

Пума Пунку (автор фото:Benjamin Burga)


В основании этого сооружения также лежат крупные каменные блоки. От других строений Пума Пунку отличает каменная терраса, вымощенная каменными блоками, габариты которой составляют 6,75×38,72 м.


7 Puma Punku

Каменные блоки в основании Пума Пунку (автор фото: Brattarb)


К северу от Акапаны располагается просторный внутренний двор — Каласасайа. Размеры этой постройки составляют 130×120 м. 


Bolivia-33 - Kalasasaya (2217307501)

Каласасайя (автор фото:Dennis Jarvis)


В центральной части возвышается трёхметровая статуя, выполненная из андезита, известная как монолит Понсе и получившая своё название в честь открывшего её учёного — Карлоса Понсе. 


Bolivia-75 - Ponce Monolith

Статуя Понсе (автор фото: Dennis Jarvis)


При раскопках Каласасайи археологи обнаружили так называемые Врата Солнца, представляющие собой массивное сооружение размерами 3×4 м, вырубленное из цельного камня. 


Zonnepoort tiwanaku

Врата Солнца (автор фото: Mhwater)


Вероятнее всего, в древности Врата Солнца располагались в другом месте, а затем по какой-то причине были перемещены, как и вторая массивная арка, известная как Врата Луны и расположенная к северо-западу от Врат Солнца.


Tiahuanaco

Врата Луны (автор фото: Daniel Maciel)


Ритуальное сооружение, известное как Храм каменных голов, располагается восточнее Каласасайи. Это конструкция почти квадратной формы размерами 28×26 м, впущенная в грунт на 2 м. Именно Храм каменных голов стал первым объектом изучения археологов. Сохранность святилища оказалась хорошей, оно практически не было повреждено, что стало несомненной удачей для учёных. По всему периметру святилища были установлены 57 столбов из красного песчаника. Пространство между ними было выстлано искусно обработанными плитами из песчаника. В стены храма были вмурованы многочисленные (более 170) скульптурные изображения человеческих голов. Манера исполнения каждой фигуры отличается, что свидетельствует об изготовлении скульптур в разное время и разными мастерами.


Tiahuanaco

Храм каменных голов (автор фото: Daniel Maciel)


В восточной части древнего комплекса находятся руины храма Кантаталлита. Это сравнительно небольшое строение размерами приблизительно 15×20 м. Храм сильно разрушен, его архитектурные элементы разбросаны на значительном расстоянии. Анализ некоторых из них (в частности, фриза с множеством небольших отверстий) показал, что в древности стены храма покрывали пластины из золота. Судя по всему, эта постройка выглядела весьма торжественно и величественно.

Тиуанако привлекал внимание исследователей на протяжении многих веков, но первые раскопки, предпринятые здесь ещё в XVI в. были грабительскими и преследовали только одну цель — конкистадоров интересовали лишь богатства древней столицы. По сути, вплоть до начала ХХ в. Тиуанако был лакомым кусочком для кладоискателей. Город мог бы исчезнуть с лица земли, а его памятники превратиться в источник строительного материала, если бы в Тиуанако не начались научные исследования.

Первую попытку изучения древних руин предпринял в 1860-х гг. Эфраим Сквайер, который сделал несколько эскизных рисунков и составил первую карту. 


TiahuanacoGateEGSquier1877.jpg

Врата Солнца на иллюстрации из книги Эфраима Сквайера, 1877 г.


Затем в Тиуанако прибыл немецкий геолог Альфонс Штюбель, который в 1876 г. составил собственную карту, уточнив данные Э. Скуайера. В 1892 г. вышла в свет книга, рассказывающая о «Мёртвом городе». Однако наиболее весомый вклад в сохранение и популяризацию древностей Тиуанако внёс знаменитый боливийский исследователь Артур Познанский, посвятивший несколько десятилетий своей жизни изучению и описанию памятников. 


Escalinata monolítica 1903-1904.jpg

Вход в Каласасайю, фото 1903 г.

Начиная с 1930-х гг. в Тиуанако работали Уэнделл Беннет, Тур Хейердал, Карлос Понс Сангинес и многие другие исследователи. В 1960-х гг. началось планомерное археологическое изучение и реставрация древнего комплекса.


На верхнем фото: вход в Каласасайю (автор фото: rodoluca)