ЖУРНАЛ "ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ"
06.04.2017

ЖУРНАЛ "ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ"

Научные журналы с историей

Журнал «Этнографическое обозрение» является не только одним из старейших в России академических изданий, но и первым журналом, специализирующимся на исследованиях в области изучения народов.

Этнографическое обозрение.jpg


Появление журнала связано с именами В. Ф. Миллера и Н. Н. Харузина, известных этнографов и археологов. Новое издание стало уникальным источником информации, объединившим в себе материалы по этнографии народов Российской империи и целого ряда стран Восточной Европы, содержавшим рецензии на труды ведущих европейских учёных, а также ценные библиографические материалы. Значение этих двух исследователей для становления этнографии как самостоятельной дисциплины сложно переоценить.

История создания

Отсчет истории журнала «Этнографическое обозрение» фактически начался в 1887 г., когда на заседании президиума Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии В. Ф. Миллер выступил с инициативой о создании нового журнала, в котором печатались бы материалы по истории народов. Новый журнал получил название «Этнографическое обозрение», и в течение года планировалось выпускать по четыре номера.


1200px-Обложка_«Этнографического_обозрения»._1899._Кн._XL—XLI._№1—2..JPG

Обложка выпуска 1899 г.


Появление подобного журнала было не случайным, поскольку к концу XIX века в европейских странах уже долгое время успешно издавались многочисленные материалы по этнографии, а к России к тому времени не существовало ни одного специализированного журнала, несмотря на достаточно высокий интерес к этой области знания со стороны многих исследователей. Озвученная Миллером идея нашла отклик и поддержку со стороны коллег, а его верным соратником в деле издания журнала «Этнографическое обозрение» стал Н. Н. Харузин.

Создатели журнала

Говоря об истории появления столь серьезного издания, как «Этнографическое обозрение», невозможно обойти стороной личности людей, приложивших огромные усилия для его создания. Без них журнал, возможно, мог и не появиться, либо увидел свет значительно позднее.

Всеволод Федорович Миллер (1848-1913) на протяжении нескольких десятилетий трудился в Московском университете, где, начиная с 1892 г., преподавал на кафедре русского языка и литературы. Он прославился не только как языковед, этнограф и фольклорист, но и как археолог. В. Ф. Миллер был блестящим знатоком индоиранской филологии, с успехом руководил коллективом Лазаревского института восточных языков. Круг его научных интересов всегда был обширен, не ограничивался только вопросами филологии, но и включал в себя этнографическую, историческую проблематику, музееведение и многое другое.

Помимо серьёзной научно-исследовательской работы Миллер вёл активную общественную деятельность, в период с 1881 по 1913 гг. возглавляя Этнографический отдел, созданный при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в 1889-1891 гг. заняв пост президента данного Общества. После переезда в Санкт-Петербург и присвоения академического звания, Миллер вновь встал во главе Отделения этнографии, но теперь уже при Императорском Русском географическом обществе.


1006002499.jpg

Всеволод Федорович Миллер


Николай Николаевич Харузин (1865-1900) был коллегой и соратником В. Ф. Миллера. После окончания обучения в Московском и Юрьевском университетах он совершил несколько этнографических экспедиций в разные районы Российской империи, которые осуществлялись по поручению Императорского общества любителей естествознания. С 1891 г. Н. Н. Харузин занимался вопросами издания сборника, посвященного изучению особенностей быта российских крестьян. А начиная с 1898 г. приступил к чтению лекций по этнографии студентам Московского университета и Лазаревского института восточных языков. Он стал первым исследователем, который разработал систематизированный курс этнографии для университетов.

Н.Н.Харузин.jpg

Николай Николаевич Харузин


Начиная работу над новым журналом, В. Ф. Миллер прекрасно понимал, что столь увлечённый наукой человек, как Н. Н. Харузин способен принести огромную пользу в нелёгком деле создания первого этнографического издания. Фактически с первых дней работы «Этнографическое обозрение» стало любимым детищем Харузина, и в течение последующих лет он являлся его бессменным редактором.

Вклад Н. Н. Харузина в развитие журнала сложно переоценить, ведь именно благодаря его неустанному труду «Этнографическое обозрение» стало одним из ведущих научных периодических изданий. Помимо постоянной работы по совершенствованию концепции журнала, кропотливой редакторской работы над библиографическими и иными материалами Николай Николаевич собственноручно писал рецензии на русские и зарубежные книги, анализировал и составлял обзоры наиболее известных трудов выдающихся европейских этнологов, писал собственные статьи по итогам многочисленных экспедиций. Подготовленные Харузиным обстоятельные обзоры западноевропейской научной литературы несли в себе весьма значительные данные, содержали новые подходы и методы исследования. Благодаря проделанной работе Харузин вписал своё имя в историю этнографии, внеся огромный вклад в дело её становления в качестве самостоятельной дисциплины и являясь главным популяризатором науки.


Этнографическое обозрение_1.jpg

Обложка выпуска 1909 г.


Журнал «Этнографическое обозрение» стал своеобразной дискуссионной площадкой, объединившей не только состоявшихся учёных, но и студентов, начинающих исследователей. На его страницах печатались представители разных национальностей, открывавших широкому кругу читателей культуру своих народов. Всё это, безусловно, положительно сказалось на содержании журнала, существенно обогатило его. Выпуская журнал, его издатели проявили определённую смелость, не побоявшись печатать статьи бывших политических ссыльных. Всё это было бы невозможно, если бы не сложился великолепный творческий коллектив. «Этнографическое обозрение» выходило вплоть до 1916 г., поначалу по четыре выпуска в течение года, затем сдвоенными номерами два раза в год. Проблемы с финансированием, возникшие в 1916 г., оказались неподъёмными, и издание журнала прекратилось. К этому моменту были подготовлены около ста выпусков, которые читатели по всей стране получали бесплатно.

Журнал в ХХ веке и в наши дни

Издание журнала было возобновлено спустя десять лет, в 1926 г., но с этого момента он публиковался уже под другим названием — «Этнография». Начиная с 1931 г. и на протяжении последующих шести десятилетий издание именовалось «Советская этнография». На его страницах печатались обзорные статьи по проблемам этнографии народов, проживавших на территории Советского Союза, а также зарубежных государств. Особое место занимали публикации по истории этнографии как науки, а также материалы исследований в области антропологии и археологии, лингвистики и фольклористики, географии народов мира. В период с 1938 по 1947 гг. параллельно с журналом и под тем же названием выпускались также отдельные сборники статей. Традиция выпуска четырёх номеров в год возобновилась в 1946 г., а к середине ХХ века журнал выходил дважды в месяц. Историческое название было возвращено 1992 г.


oblzhurnala.jpg

Современная обложка журнала


Современный журнал «Этнографическое обозрение» продолжает традицию своих предшественников, ежегодно публикуя материалы исследований в области этнографии, антропологии, изучения культуры народов мира. На страницах журнала регулярно выходят отзывы и рецензии на труды современных этнографов, печатаются результаты исследований на стыке наук. Творческий коллектив журнала стремится предоставлять своим читателям самые интересные и актуальные материалы.