ЖУРНАЛ «ЖИВАЯ СТАРИНА»
22.12.2016

ЖУРНАЛ «ЖИВАЯ СТАРИНА»

Научные журналы с историей

История журнала «Живая старина» началась в 1890 г., когда Отделение этнографии Русского Географического общества поддержало инициативу В. И. Ламанского об издании периодического журнала по самым актуальным проблемам этнографии и вопросам изучения традиционной культуры различных народностей Российской империи, а также проживающих за ее пределами. Появление нового журнала было обусловлено и целым рядом объективных причин — к этому моменту был накоплен большой объем материалов научных экспедиций, а также подготовленных к печати работ, по своей специфике не подходивших для издания в «Записках» Отделения этнографии.

Создавая новый журнал, Отделение ставило перед собой в качестве одной из главных задач не только публикацию результатов научных исследований, но и усиленное взаимодействие с представителями просвещенной части общества в разных уголках Империи, а также предполагало, что это будет способствовать более интенсивному сбору этнографических материалов в регионах. С момента первого появления на свет журнал «Живая старина» прочно занял одну из лидирующих позиций среди научных изданий гуманитарной сферы, пользовался заслуженным авторитетом в академической среде, рекомендовался студентам высших учебных заведений.

Журнал «Живая старина» быстро завоевал популярность, практически не уступая издаваемому в Москве «Этнографическому обозрению». На его страницах публиковали свои статьи наиболее известные в то время исследователи. В их число входили А. Н. Веселовский и В. И. Срезневский, А. И. Соболевский и В. Н. Перетц, специалист в области литературы и фольклора П. К. Симони, выдающийся антрополог Д. Н. Анучин, знаменитый путешественник Г. Н. Потанин, литературовед Л. Н. Майков и многие другие. Несмотря на солидный список столичных авторов, значительную роль в судьбе журнала играли провинциальные корреспонденты Русского Географического общества.

Структура журнала включала в себя пять тематических разделов, посвящённых практическим исследованиям и наблюдениям, памятникам словесности, а также актуальной литературе, имелся специальный раздел ответов на вопросы читателей.

Одной из главных тем, освещаемых на страницах журнала «Живая старина», была традиционная культура проживающих на территории России народов, публиковались статьи о паломничестве к святым местам, народным ритуалам и обрядам. Немалое внимание уделялось религиозной тематике — христианским и языческим верованиям и связанным с ними легендами и поверьями. Внимание авторов «Живой старины» было приковано и к проблематике христианских сект и старообрядческих толков.

Библиографический раздел включал в себя сведения о свежих изданиях и публикациях на этнографическую тему, содержал подробные отчеты о результатах деятельности Географического общества и его отделений в регионах. В этом же разделе публиковались материалы о выдающихся исследователях: их биографии, заметки к юбилеям и другим памятным датам.

Непростые времена наступили для журнала «Живая старина» в 1916 г., они были связаны с обострившейся политической ситуацией в стране в то время. Руководству Отделения этнографии пришлось принять сложное решение о приостановке издания журнала и закрытии целого ряда других исследовательских проектов по банальной причине — из-за отсутствия финансирования и значительного роста цен на типографские услуги. Пауза, которую пришлось взять, затянулась — последний номер «Живой старины» увидел свет летом 1917 г., после этого журнал окончательно прекратил свое существование.

Продолжение славных традиций журнала «Живая старина» стало возможным только в конце ХХ в., когда благодаря инициативе Государственного республиканского центра русского фольклора в 1994 г. был учрежден новый журнал с историческим названием. В творческий коллектив журнала входят ведущие российские специалисты в области изучения народной культуры. В своей работе авторы стремятся ориентироваться на методологические установки, принятые на рубеже XIX–XX вв. создателями одного из наиболее ярких научно-просветительских изданий Российской империи.