АРАМ И СЫНОВЬЯ АРАМА В БИБЛЕЙСКОЙ «ТАБЛИЦЕ НАРОДОВ»
12.06.2020

АРАМ И СЫНОВЬЯ АРАМА В БИБЛЕЙСКОЙ «ТАБЛИЦЕ НАРОДОВ»

Согласно Библии, все народы Земли происходят от сыновей Ноя: Сима (или Шема), Хама и Яфета, которые после Великого потопа вышли из ковчега вместе со своим отцом и жёнами.

Имя Сим, согласно словарю Гезениуса-Майера, совпадает древнееврейским словом šäm, которое восходит к протосемитскому этимону *šim, имеющему специфическое значение «потомок». Это значение зафиксировано в западно-семитских именах, которые мы знаем из древнееврейской и финикийской эпиграфики (Rollig, 1995; Avigad, 1969). Кроме того, оно фиксируется в аккадских и других семитских именах (HALOT). Значение «потомок» имеется у аккадского слова šumu, правда только в проклятиях и только как синоним zēru (CAD).

А. Пёбель предпринял попытку вывести имя Сима из шумеро-аккадского наименования Южной Вавилонии, которое в шумерском диалекте эмесаль выписывается без последнего гласного: Šumer/Šumi > Šäm (Poebel, 1931).

Сыновьями Сима были Элам, Ашшур, Арпахшад, Луд и Арам.

Арáм (אֲרָם ʔărām, греч. Αράμ) — древнееврейское наименовании Сирии и сирийцев. В Библии этот антропоним упоминается несколько раз.

В Быт 10:22-23 Арам — сын Сима, брат Элама, Ашшура, Арпахшада и Луда. Его сыновьями являются Уц, Хул, Гетер и Маш.

В 1 Паралепоменон 1:17-18 Уц, Хул, Гетер и Маш сыновья не Арама, а самого Сима, видимо, в результате гаплографии.

Согласно Б. Одеду, сыновья Сима в Быт 10 представляют социокультурные, а не этнические группы. В отличие от потомков Хама (представителей оседлой городской культуры) и Яфета (людей с моря и островов), потомки Сима — кочевники (Oded, 1986).

В Быт 22:21 Арам — сын Кемуэля, внук Нахора. Согласно ряду мнений, эта традиция древнее и отражает представление именно о генеалогическом происхождении Арама (Malamat, 1973).

Возможно, Арам в Быт 22:11 — эпоним, имя основателя одного из арамейских городов-государств в Северной Месопотамии.

Арам как этноним в Библии упоминается многократно. В историях про праотцов и Бетуэль, и Лаван, тести Исаака и Якова, названы арамеями. Многие исследователи считают, что упоминание арамеев как особой группы населения в эпоху патриархов следует считать анахронизмом. Согласно Д. Гибсону, эта традиция предшествует эпохе Царств и отражает историческую память о кочевом происхождении потомков Авраама из районов, которые позднее ассоциируются с арамейским присутствием (Gibson, 1961). Возможно, традиция о родство евреев и арамеев находит отголосок и в библейском законе, а именно во Втор 26:5.

Использование слова «Арам» в качество топонима также указывает на связь евреев и арамеев. Родиной праотцов назван Паддан-Арам (Быт 25:20, ср. Осия 12:12); этот район также называется Арам-Нахараим — «Арамейское Междуречье» (ср. Быт 24:10). Судя по всему, имеются в виду территории к востоку от реки Евфрат (Brock, Taylor, 2001). Как правило, арамейские города упоминаются в историческом повествовании в Библии об эпохе Царств в связи с военными конфликтами царей Иудеи и Израиля и арамейских правителей. Согласно П. Броку и Д. Тейлору, в этих упоминаниях речь идёт о территории к западу от Евфрата. Арамейский город, наиболее часто упоминаемый в Библии, — Дамаск, называемый также «Арам-Дамесек» — «дамасский Арам», или просто «Арам». Также упоминаются Цова, Бет-Рехов, Хамат и др. Согласно А. Маламату, особенно интересно упоминание в книге Амоса 9:7 о том, что арамеи происходят из местности под названием Кир (согласно Исайи 22:6, местность в районе Элама), хотя в Амос 1:5 и 4 Царств 16:9 Кир — это место изгнания арамеев. Возможно, это упоминание свидетельствует о сохранившейся исторической памяти о кочевом прошлом арамеев. Р. Цадок пишет о том, что местность под названием Кир (mat Qí-ri) в источниках XIII в. до н. э. упоминается в связи с царём Эмара. Это позволяет ему локализовать Кир в районе среднего Евфрата (Zadok, 1991; Lipiński, 2000).


Древнейшие упоминания Арама во внебиблейских источниках и проблема исторического происхождения арамеев

Упоминание Арама в качестве топонима впервые зафиксировано в списке фараона Аменохотепа III (около 1380 г. до н. э.) (Görg, 1976; Görg, 1979). Более древние упоминания топонима A-ra-muki в источниках на аккадском языке, скорее всего, относятся к хурритскому ареалу (Malamat, 1973; Zadok, 1991). П. Брок и Д. Тейлор утверждают, что этот топоним восходит к XXIII в. до н. э., а также что слово «Арам» как антропоним зафиксировано в Мари и в Угарите в XVII в. до н. э. и в XIV в. до н. э., соответственно. Однако авторы подчёркивают, что связь этого топонима и антропонима с более поздним расцветом древней арамейской культуры в XII-VIII вв. до н. э. остаётся неясной. Э. Липиньски полагает, что все древнейшие упоминания A-ra-muki, A-ra-miki и A-ra-meki взаимосвязаны. Согласно П. Броку и Д. Тейлору, древнейшие упоминания топонима mat Arimi встречается в исторических анналах ассирийского царя Ашшур-бел-кала (1073-1056 гг. до н. э.). По всей видимости, топоним относится к территории к востоку от Евфрата, простирающейся до реки Хабур (современная восточная Сирия), и соотносится с библейским Арам-Нахараим.

Слово «Арам» применительно к группе населения (этноним) впервые зафиксировано в документах эпохи Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н. э.), в паре этнонимов Aḫlamû KUR Aramayyu MEŠ — «ахламеи из земли арамеев». Р. Цадок приводит более узкую дату — около 1111 г. до н. э. (Zadok, 1991; Brock, Taylor, 2001). Традиционно первое название в этой паре имен Aḫlamû переводят как «товарищи, соплеменники» и связывают этимологически с арабским ḫilm, множ. aḫlām (Gibson, 1961; Herles, 2001). Однако С. Москати полагает, что эта этимология безосновательна, термин «ахламеи» применительно к группе кочевников встречается в гораздо более древних источниках (к примеру, в письмах из Эль-Амарны середины XIV в. до н. э.). Изначально это понятие является этнонимом, развившимся, возможно, из имени собственного (Moscati, 1959). Согласно Э. Липиньски (Lipiński, 2000; Lipiński, 2006), возможна другая этимология имени аḫlamû — множественное число имени ģlm, родственное арабскому ģalim («возбужденный») и ģulām («юноша»). В этом случае аḫlamû означает «алчные парни» или просто «юнцы, молодежь», что представляется сомнительным. С. Москати также утверждает, что сдвоенные названия кочевых групп, как Aḫlamû Aramayyu, нередки, и предполагает, что этноним одной из кочевых групп мог применяться по отношению к другой группе или по отношению к кочевникам в целом. Эти группы полукочевников представляли главную опасность для Ассирийской империи с запада.

Этническое и географическое происхождение арамеев остаётся спорным. Согласно традиционной точке зрения, арамеи как группа кочевников происходят из района Сирийской пустыни (север Аравийского полуострова). В период временного ослабления влияния крупных держав они проникли в северо-западные районы Плодородного полумесяца и впоследствии распространились по всей Месопотамии. Согласно популярной точке зрения, падение локальных царств и ослабление империй были вызваны кочевыми набегами.

Более современные теории сводятся к тому, что арамеи как этнос возникли в Сирии и Западном Междуречье на общем фоне западно-семитского присутствия в этом регионе во 2-й половине II тыс. до н. э. (Schwartz, 1989; Sader, 1992; Brock, Taylor, 2001; Zadok, 2012). К этому же периоду относится начало процесса постепенного распространения арамеев в Южную Месопотамию (Fales, 2011). Согласно Р. Цадоку, подгруппа под названием «арамеи» выделяется из среды западносемитских полукочевых групп, которые начиная с сер. XVIII в. до н. э. в среднеассирийских и средневавилонских источниках назывались ахламеями или сутиями (Su-ti-ú). Можно предполагать, что ахламеи-сутии составляли неразрывную часть западносемитского, аморейского, присутствия в Месопотамии во 2-й половине II тыс. до н. э. (Zadok, 1991; Zadok, 2012). Однако связь арамеев с амореями могла носить характер не только генетической и языковой преемственности, но и выражаться в последующем контакте этих двух групп (Zadok, 2012).

Некоторые исследователи полагают, что арамеи, наряду с другими кочевыми и полукочевыми группами, являлись неотъемлемой частью населения региона, наравне с оседлым городским и сельскохозяйственным населением (Sader, 1992). Их подъём к началу XII в. до н. э. мог спровоцировать упадок городской культуры, и в результате этого кризиса возник социальный и политический вакуум, который постепенно заполнили арамейские племенные образования.

Э. Липиньски в своём научном труде предполагает, что арамеи происходят из Тур-Абдина (Lipińiski, 2000), однако Р. Цадок оспаривает эту точку зрения, утверждая, что древнейшая ономастика этого района не имеет западно-семитского характера (Zadok, 2012).


Этимология имени Арам

Этимология имени Арам, по мнению Р. Цадока, неизвестна. П. Хаупт же, опираясь на данные о вариациях d, r, и n, высказал предположение о происхождении древнееврейского эпонима ʔărām из ʔādām, что означает «человек». Тот же принцип прослеживается в происхождении эпонима ʔĕdōm — «Эдом» (Haupt, 1907). Этот переход позволяет объяснить часто встречающееся в Библии смешение Арама и Эдома как обозначений местности или этноса.

Рассуждая о древнем топониме Aramu, зафиксированном в III тыс. до н. э. к востоку от Тигра, Э. Липиньски отрицает возможность того, что он мог бы стать прототипом этнонима «арамеи» (Lipiński, 2000). Он также утверждает, что элемент «Арам», встречающийся в хурритской ономастике, вряд ли связан с название кочевых и полукочевых племен района Джезиры. Э. Липиньски признавал, что не существует бесспорной этимологии этого этнонима, и предполагал, что наименование арамеев ʔārām представляет собой форму ломаного множественного числа, которое известно в арабском и ряде других семитских языков (ср. араб. ʔārām — «антилопы, быки»). Эта форма множественного числа представляет собой производную от общесемитского *rʔm — «дикий бык» (аккад. rīmu, др.-евр. rəʔäm). Следует отметить, что в самом арамейском и родственных ему северо-западных семитских языках такой модели ломаного множественного числа не встречается.

По этой интерпретации, этноним Арам означает «дикие быки» и образован от имени тотемного животного, дающего название всему клану. Исходя из типологии образования имён народов, предположение Э. Липиньски заслуживает внимания: происхождение этнонимов из имён тотемных животных широко зафиксировано. Согласно Э. Липиньски, в пользу этой этимологии говорит то, что верховный бог арамеев Хадад также ассоциируется с быком и что арамеи вышли из долин Среднего Евфрата и подножий горы Тур-Абдин, изобилующих стадами диких животных. Тем не менее, несмотря на всю привлекательность этой теории, она вызывает определённые сомнения.


Основные этапы древней истории арамеев

Древнейшую историю арамеев можно поделить на четыре основных периода (Zadok, 1991; Zadok, 2012; Lipiński, 2000; Lipiński, 2012; Sader, 2000):

  1. Первый «доисторический» период, начало которого не поддаётся какой-либо точной периодизации, завершается первым упоминанием арамеев как группы полукочевого населения Тиглатпаласаром I около 1111 г. до н. э.

  2. Второй «протоисторический» период отмечен постепенным проникновением арамеев в район Джезиры (Верхней/Северной Месопотамии); этот процесс получил отражение в ассирийских источниках начиная с 1111 г. до н. э. и достиг своего пика приблизительно к 930 г. до н. э. Первая треть Х в. до н. э. отмечена, с одной стороны, созданием и развитием арамейских городов-государств, с другой — началом ассирийской «реконкисты», обращенной против арамейской экспансии. По некоторым оценкам, процесс создания городов-государств начался уже в конце XI в. до н. э. В периодизации Х. Сейдер этот период назван «мирным заселением».

  3. Третий период (930-912 гг. до н. э.) — период расцвета и относительной независимости арамейских городов-государств, охарактеризованный периодическими военными конфликтами с Ассирией. В периодизации Х. Сейдер период X-IX вв. до н. э. обозначен как «период урбанизации».

  4. Четвертый период начинается с удачных военных походов Адар-нерари II (911-891 гг. до н. э.) и завершается победами Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э) над арамейскими царствами, приведшими к полной утрате независимости. В периодизации Х. Сейдер период IX-VIII вв. до н. э. называется «централизованной монархией». Согласно этой точке зрения, тенденцию к централизации насильственно прервала ассирийская экспансия.


Арамеи: древнейшая история

Древнейший «доисторический» период истории арамеев связан с присутствием полукочевых групп в районе Джезиры (Zadok, 1991). На этом этапе арамейский этнос как особая группа населения ещё слабо выделяется из конгломерата других западно-семитских групп. Присутствие ахламеев в Джазире в эпоху с XX в. до н. э. и до начала XII в. до н. э. хорошо засвидетельствовано в ассирийских и вавилонских источниках (Herles, 2007). Однако подлинные масштабы распространения сутиев, ахламеев и других полукочевых групп в регионе не поддаются точным оценкам (Zadok, 2012). Согласно Э. Липиньски, несмотря на то, что этноним «арамеи» не встречается раньше начала XII в. до н. э., отдельные арамейские племена упоминаются и в источниках XIII в. до н. э. (Lipiński, 2012). Самым важным из них является Bît-Zamani.

Упоминание Aḫlamû Aramayyu — «ахламеев-арамеев» — в эпоху Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н. э.) знаменует начало нового периода древнейшей арамейской истории, об чём пишет в своих работах Р. Цадок. К этому же времени относится упоминание Ḫarrānu, или Ḫirānu, в отношении арамейских племен (Sader, 2000). Э. Липиньски сообщает, что этноним Ḫirānu встречается уже в XIII в. до н. э. и этимологически параллелен ахламеям. Это название значит «свободные, благородные люди» (Lipiński, 2000). В. Шнидервинд утверждает, что оба названия — Aḫlamû KUR Aramayyu MEŠ из анналов Тиглатпаласара I и Ḫarrānu šа KUR Arimi из анналов Ашшур-бел-кала — указывают на то, что слово «Арам», прежде всего, обозначает местность. В. Шнидервинд делает вывод о том, что арамеи не представляли собой этнической группы, а, вероятно, являлись отдельными кочевыми группами, ассоциируемыми с определенной территорией и определенным образом жизни (Schniedewind, 2002).

Согласно Х. Сейдер, XII-XI вв. до н. э. были отмечены социальным кризисом урбанистической культуры Северной Месопотамии, приведшей к падению и упадку прежних политических центров (Sader, 1992). Причинами кризиса стало обнищание и маргинализация населения, занимавшегося сельским хозяйством, вследствие чего доверие к централизованной власти снизилось. В результате этого кризиса старых структур в регионе образовался политический и общественный вакуум, в который устремилась «новая сила», которой стали арамейские полукочевые группы, путём мирного проникновения обретшие значительное влияние в регионе. Однако полукочевые скотоводческие группы арамеев не были пришлыми захватчиками. Они составляли органичную, а также наиболее мобильную и эффективную часть населения. Процесс инфильтрации арамеев в регионе проистекал гладко и бесконфликтно ещё и потому, что влияние Ассирийской империи и Хеттского царства существенно ослабло.

В глазах авторов среднеассирийских анналов конца XII — начала XI вв. до н. э., процесс арамейской экспансии в регионе не был столь само собой разумеющимся. Тиглатпаласар I (1114-1076 гг. до н. э.) с гордостью повествует о своих победах над ахламеями-арамеями. Также и в хрониках его внука Ашшур-бел-кала (1073-1056 гг. до н. э.) походы против арамеев занимают значительное место. Тем не менее, успех среднеассирийских царей в военных операциях против арамеев остаётся сомнительным. Ассирийские анналы периодически повествуют о войнах, происходивших в тех же самых районах и, по-видимому, с теми же самими племенами. Скорее всего, это свидетельствует о том, что победы носили скорее риторический, чем исторический характер (Brock, Taylor, 2001). Более того, во времена того же Тиглатпаласара I в результате трудностей, связанных с периодом засухи, арамейские племена проникают вглубь ассирийской территории и даже захватывают Ниневию, столицу Среднеассирийского царства (Pitard, 1994).

Полукочевые арамейские группы и позднее возникшие арамейские города-государства неоднократно упоминаются в ассирийских историографических источниках того периода; во главе полукочевых арамейских групп стоял nasiku — «принц, шейх». Можно предположить, что военные успехи арамеев были столь значительны и их влияние в регионе возросло настолько, что они усилили свое присутствие к западу от Евфрата и даже устремились южнее в Ханаан. Согласно библейскому повествованию, эти попытки распространения влияния были успешно остановлены Давидом (II Царств 8 и 10). Первая фаза арамейской инфильтрации в Северную (Верхнюю) Месопотамию, завершается около 930 г. до н. э. На том же этапе начинается формирование арамейских городов-государств.


Арам: древнейшие города-государства

Начало I тыс. до н. э. отмечено возникновением и расцветом арамейских городов-государств, упоминаемых в новоассирийских источниках: Bît-Adini, Bît-Baḫyan, Bît-Ḫalupe, Laqe, Ḫindan, Suḫu, Bît-Zamani и др. (Malamat, 1973). Большинство этих образований названо по единой схеме: компонент bît, означающий «дом, династию», и имя собственное какого-нибудь племенного вождя — эпоним, давший название всему территориальному и этническому единству, концентрирующего вокруг этой династии. Согласно Х. Сейдер, этот процесс стал возможен из-за ослабления локальных царств (Sader, 2000). Помимо ассирийских источников, информация о древних арамейских городах-государствах основана на малочисленных, но исторически значимых монументальных надписях арамейских царей (надписи из таких мест как Фехария, Хамат, Асиф, Сефире) и на повествовании в библейских книгах Царств (II Царств 8 и 10; III Царств 11, 15, 20, 22). Э. Липиньски пишет о том, что анонимный арамейский правитель упоминается в источниках, восходящих к правлению Ашшур-раби II (1012-972 гг. до н. э.). Р. Цадок утверждает, что относительный расцвет арамейских городов-государств пришёлся на период, предшествующий 930 г. до н. э., когда в регионе на время ослабло ассирийское влияние. Ещё в начале X в. до н. э. арамейские поселения в Верхней Месопотамии оставались практически недостижимы для военных рейдов новоассирийских царей на северо-западной окраине империи. Однако уже в этот период Ассирия пытает усилить свой контроль к северо-западу от своих границ, особенно во времена правления Ашшур-дана II (934-912 гг. до н. э.).

С началом правления Адар-нерари II (911-891 гг. до н. э.) начинает меняться и ситуация относительной безопасности и независимости. Этот правитель провёл целую серию успешных рейдов против арамейских племён, живущих в районе Тур-Абдин (Brock, Taylor, 2001). Дальнейшая история была ознаменована постоянными конфликтами с Ассирийской державой, многие из которых нашли отражение в новоассирийских анналах. Давление на арамейские города-государства особенно усилилось во времена правления Ашшурнасирпала II (883-859 гг. до н. э.), захватившего Бит-Замани, Бит-Бахиани, Бит-Халупе и часть Лаку. Описание захвата района Бит-Замани свидетельствует о жесточайшей расправе с населением (Brock, Taylor, 2001).

Новоассирийские источники VIII в. до н. э. содержат списки, в которых насчитывается до 36 различных арамейских центров и полукочевых племенных образований, с которыми империя вела постоянные войны (Dion, 1995). Основные арамейские города-государства этого периода, история которых нашла отражение как в новоассирийских, так и в других древних ближневосточных источниках (собственно арамейских, и библейских), это Бит-Бахиани, Бит-Адини, Самаль, Арпад (Бит-Агуси), Хамат и Дамаск (Brock, Taylor, 2001; Lipiński, 2000; Lipiński, 2006; Dion, 1997).

Бит-Адини, судя по всему, сохранял относительную независимость и стремился придать антиассирийскому противостоянию целенаправленный характер. В 883 г. до н. э. Бит-Адини оказывается вовлеченным в восстание в Бит-Халупе. В период между 877-867 гг. до н. э. Бит-Адини поддерживает восстания в городах-государствах Лаку, Хиндану и Суху. В зависимость от Ассирии Бит-Адини окончательно попадает только во времена Салманассара III (858-825 гг. до н. э.), распространившего своё влияние на Бит-Агуси и Самаль (Pitard, 1994). Вероятно, ассирийцы не всегда имели перевес, что позволило арамейским царям вести войны на своих южных границах против Израильского царства (IV Царств 10; Pitard, 1994).

Несмотря на временные военные успехи некоторых арамейский городов-государств в период Адад-нерари III (810-783 гг. до н. э.) и в течение последующего десятилетия, исход этого противостояния был предрешён. В результате во времена Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.) арамейские города-государства утратили самостоятельность и стали ассирийской провинцией. Во главе антиассирийской коалиции, полностью разбитой Тиглатпаласаром III в 743 г. до н. э., стоял Матиэль из Арпада (Бит-Агуси). Это имя упоминается в вассальных договорах из Сефире (Pitard, 1994). В 732 г. до н. э. Тиглатпаласар III, в результате трёх успешных походов добравшийся практически до египетской границы, аннексирует Дамасское царство. В тот период оно представляло собой арамейскую региональную супердержаву, под контролем которой находился ряд других арамейских городов-государств и выполняло роль лидера в антиассирийском противостоянии. Арамейский Дамаск уже никогда не сумел оправиться от этого удара. Попытка антиассирийского восстания, распространившегося на значительную часть Западной Месопотамии в 720 г. до н. э., в эпоху Саргона II, не привела к желаемым результатам и только усугубила упадок покоренных царств (Dion, 1995).


Сыновья Арама: Уц, Хул, Гетер и Маш

Что касается имён сыновей Арама, то они остаются очень спорными.

Уц упоминается в Бытие 36:8, Иов 1:1 и Плаче 4:21, где фигурирует как название местности или города в районе Эдома. Однако в Бытие 22:21 Уц является первенцем Нахора, то есть — дедом Арама, согласно этой же традиции. По сообщениям Иосифа Флавия, Уц был основателем городов Дамаска и Трахонитиды.

Э. Липиньски считает, что этот антропоним фигурирует в древних северо-арабских надписях (Lipiński, 1993). По мнению автора, первое упоминание Уца за пределами библейских источников встречается в анналах Салманасара III (около 831-830 гг. до н. э.).

Другие сыновья Арама — Хул и Гетер — не упоминаются в Библии вне Бытия 10:23. Э. Липиньски пишет о том, что имя «Хул» в качестве топонима присутствует в анналах Ашшурбанипала. Исследователь полагает, что это имя допустимо отождествить с деревней Халхале, расположенной в 60 км юго-восточнее Дамаска. Однако подобное отождествление выглядит спорным (Lipiński, 1993). Гетер в более поздних источниках называется Тогар, например, в кумранском «Свитке войны сынов света с сынами тьмы». Топоним «Гетер» встречается у Страбона и Птолемея.

Что касается имени «Маш», то оно его чаще всего отождествляют с горой Масиус в северной Месопотамии (Тур-Абдин), либо с горами Mâšu, упоминаемыми в эпосе Гильгамеша.


Библиография

  • Avigad A. Group of Hebrew Seals (Eretz Israel). 1969.

  • Brock P., Taylor D. The Hidden Pearl: The Syriac Orthodox Church and Its Aramaic Heritage. Rome, 2001. Vol. I «The Ancient Aramaic Heritage», сh. 4 «The Aramaean Kingdoms». ‪P. 61-91.

  • Dion P. E. Aramaean Tribes and Nations of First-Millennium Western Asia // Civilizations of the Ancient Near East / J. M. Sasson et al. (eds.). 1995. Vol. II. P. 1281-1294.

  • Dion P. E. Les Araméens à l’âge du fer: histoire politique et structures sociales. 1997.

  • Fales F. M. Moving around Babylon: On the Aramean and Chaldean Presence in Southern Mesopotamia // Babylon. Wissenskultur in Orient und Okzident / E. Cancik-Kirschbaum, M. van Ess and J. Marzahn (eds.), Science Culture Between Orient and Occident. 2011. P. 91-111.

  • Gibson J. C. L. Observations on Some Important Ethnic Terms in the Pentateuch // Journal of Near Eastern Studies. 20, № 4. 1961. P. 217-238.

  • Görg M. Aram und Israel // Vetus Testamentum. 26. 1976. P. 499-500.

  • Görg M. Zum Problem eiher Frühbezeugung von Aram // Biblische Notizen. 9. 1979. P. 7-10.

  • Haupt P. Die Etymologie von Aram // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 61. 1907. P. 194-195.

  • Herles M. Zur geographischen Einordnung der aḫlamû — eine Bestandsaufnahme // Altorientalische Forschungen. 34. 2007. P. 319-341.

  • Koehler L., Baumgartner W. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (=HALOT). Leiden, 1994.

  • Lipiński E. Les Sémites selon Gen 10,21-30 et 1 Chr. 1,17-23 // Zeitschrift für Althebraistik. 6, № 2. 1993. P. 193-215.

  • Lipiński E. The Aramaeans: Their Ancient History, Culture, Religion. Leuven, 2000.

  • Lipiński E. On the Skirts of Canaan in the Iron Age: Historical and Topographical Researches. Peeters, 2006.

  • Malamat A. The Aramaeans // Peoples of Old Testament Times / D. J. Wisemann (ed.). Oxford, 197. P. 134-155.

  • Moscati S. The Aramean Ahlamu // Journal of Semitic Studies. 4. 1959. P. 303-307.

  • Oded B. The Table of Nations (Genesis 10): a Socio-Cultural Approach // Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft. 98, № 1. 1986. P. 14-31.

  • Pitard W. T. Arameans // Peoples of the Old Testament World / A. J. Hoerth et al. (eds.). Michigan, 1994. P. 207-230.

  • Poebel A. The Name of Elam in Sumerian, Akkadian, and Hebrew // AJSL. 48. 1931. P. 20-26

  • Rollig W. Handbuch der Althebraischen Epigraphik. Darmstadt, 1995.

  • Sader H. The 12th Century B. C. in Syria; The Problem of the Rise of the Aramaeans // The Crisis Years: The Twelfth Century B. C. From Beyond the Danube to the Tigris / W. A. Ward & M. S. Joukowsky (eds.). Kendall, 1992. P. 156-163.

  • Sader H. The Aramaean Kingdoms of Syria: Origin and Formation Processes // Essays on Syria in the Iron Age / G. Bunnens (ed.). Louvain. 2000. P. 61-76.

  • Schwartz G. M. The Origins of the Aramaeans in Syria and Northern Mesopotamia: Research Problems and Potential Strategies // To the Euphrates and Beyond: Archaeological Studies in Honour of Maurits N. van Loon / O. M. C. Haex et al. (eds.). Rotterdam. 1989. P. 282.

  • Schniedewind W. M. The Rise of the Aramean States // Mesopotamia and the Bible: Comparative Explorations / M. W. Chavalas and K. L. Younger, Jr. (eds.). Michigan. 2002. P. 280-287.

  • Schorch Neues Bibel-Lexikon. Zürich 1991 ff. III, 565f. Isaac // ABD. V. 1194f.

  • Zadok R. The Pre-Hellenistic Israelite Anthroponomy and Prosopography (Orientalia Lovaniensia Analecta 28). Leuven,1988. P. 138-454.

  • Zadok R. Elements of Aramean Pre-History // Ah, Assyria... Studies in Assyrian History and Ancient Near Eastern Historiography Presented to H. Tadmor / M. Cogan and I. Eph‘al (eds.), Scripta Hierosolymitana, 33. Jerusalem, 1991. P. 104-117.

  • Zadok R. The Aramean Infiltration and Diffusion in the Upper Jazira, ca. 1150-930 BCE // The Ancient Near East in the 12th-10th Centuries BCE: Culture and History / G. Galil, A. Gilboa et al. (eds.). Münster, 2012. P. 569-580.


На верхнем фото: рельеф из Самаля (Зинджирли), изображающий арамейского царя Барракиба с писцом