ЭПИПАЛЕОЛИТ И НЕОЛИТ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ И СУДАНА
07.07.2020

ЭПИПАЛЕОЛИТ И НЕОЛИТ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ И СУДАНА

Восточная Африка — территория современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали, Кении, Танзании — очень отличается по своим географическим и климатическим условиям от Северной Африки и Сахары. Северная Африка не имеет внутренних естественных преград и однородна в климатическом отношении. Поэтому в эпоху эпипалеолита в Северной Африке на пространстве от Атлантического океана до долины Нила развились схожие по облику культуры. В Восточной Африке обратная ситуация, здесь наблюдается чрезвычайное разнообразие природных зон, а рельеф образует множество изолированных областей, пригодных для жизни. Поэтому здесь наблюдается множество археологических культур, часто известных по одному-двум памятникам, которые имеют очень мало общих черт. Ситуация усугубляется тем, что раскопки в Восточной Африке ведутся недостаточно активно, в том числе из-за нестабильной политической ситуации; многие культуры известны лишь по результатам археологических разведок.

Известные современной науке археологические памятники Восточной Африки сохранили мало сведений о населении, жившем здесь накануне климатического оптимума голоцена, когда в Магрибе, Сахаре и Долине Нила поселились предки будущих бербероязычных, чадоязычных народов и древних египтян. Тем не менее, есть основания полагать, что эти группы североафриканского населения переселились из более южных районов Африки, в том числе, из Восточной Африки, которая оставалась пригодной для жизни в предшествующий период оледенения.

Гораздо лучше засвидетельствованы миграции в обратном направлении, вызванные иссушением Сахары в IV–III тыс. до н. э., когда население Сахары и других районов Северной Африки начало мигрировать на юг и достигло южной части Восточно-Африканской рифтовой долины (на территории современной Кении и Танзании).

Географически регион делится следующие области: плоскогорные и равнинные районы полуострова Сомали и побережье Красного моря (совр. Эритрея, Джибути, Сомали, Восточная Эфиопия), Восточно-Африканская рифтовая долина (проходит по территории совр. Эфиопии, Кении, Танзании), и Эфиопское нагорье по обе стороны от рифтовой долины. Восточно-Африканская рифтовая долина — регион с очень разнообразными природными условиями (от саванны до густых лесов) и большим перепадом высот.

Восточная Африка — один из немногих регионов Африки, где прослеживается переход от среднего каменного века к позднему каменному веку (периоды африканского палеолита, примерно соответствующие среднему и верхнему палеолиту на Ближнем Востоке и в Европе). Остальные части Африки были необитаемыми в конце плейстоцена.

В эпоху палеолита южная часть Восточно-Африканская рифтовой долины (территория совр. Кении, Танзании, Замбии) была регионом, где индустрия каменных орудий развивалась быстрее, чем в целом в Африке и Евразии. В Восточной Африке очень рано по сравнению с другими частями света появляются каменные орудия на пластинках с ретушью. В Восточно-Африканской рифтовой долине на территории современной Кении производство ретушированных орудий на пластинках началось 50000 лет назад (Phillipson, 2005, p. 125).

Памятники раннего голоцена с микролитическими орудиями в Восточной Африке весьма разнообразны, и никакой убедительной классификации каменных индустрий предложено не было.

Одомашненный скот попадает в Восточную Африку поздно, около 2000 г. до н. э. (Smith, 1995). Первые следы одомашненных растений датируются не ранее VII в. до н. э. (Brandt, Carder, 1987, p. 197).


Археологические памятники полуострова Сомали и красноморского побережья

Долина Барака

В долине Барака в Эритрее была найдена керамика, представляющая собой местный вариант керамической традиции Атбай Восточного Судана (2500–1200 гг. до н. э.), а также множество артефактов, свидетельствующих о контактах этого региона с долиной Нила.


Юг Сомали

На юге Сомали по стратифицированным памятникам удается проследить последовательность археологических культур: эпипалеолитическая магосийская культура сменяется докерамической дойанской (эйбийской) культурой, которой, в свою очередь, на смену приходит пост-эйбийская культура, знавшая керамику (около 6000–4000 гг. до н. э.) (Brandt, 1986).


Дойанская, или эйбийская, культура

На юге Сомали находят памятники, которые ученые разных школ обозначали как принадлежащие к дойанской  (Doian) или эйбийской (Eibian) культурам. В современной науке они рассматриваются как единая культура (Brandt, 1986).


Уилтонская культура

Более поздние памятники с микролитами и фрагментами керамики, представленные на территории Сомали и Эфиопии, относят к так называемой уилтонской культуре. Все эти памятники остаются слабо изученными, принадлежность их к единой культуре оспаривается, а датировка и таксономический статус уилтонской культуры остаются под вопросом (Brandt, 1986).


Связи с культурами Аравийского полуострова

До середины I тыс. до н. э. между Аравийским полуостровом и Восточной Африкой существовали лишь торговые контакты. Изучение эпипалеолитических и неолитических культур этих регионов не позволяет говорить о существовании общей культуры или сколько-нибудь существенном взаимопроникновении культур Аравии и Африки. Для периода III — середины I тыс. до н. э. соответствующие данные анализируются в работе (Vogt, Buffa, 2005). Напротив, культуры Южной Аравии были генетически связаны с культурами Северной Африки, такими как Файюм А, неолит капсийской традиции (Амирханов, 2006).


Археологические памятники Восточно-Африканской рифтовой долины

Логгиа

На севере Восточно-Африканской рифтовой долины в регионе Афар открыты памятники культуры Логгиа (VII–VI тыс. до н. э.). Она демонстрирует общие черты с эпипалеолитическими культурами Нила и Северной Африки (Fattovich, 2005).


Культура Бесака

В районе оз. Бесака в Эфиопии найдены памятники микролитической культуры Бесака. В ее развитии выделяют раннюю докерамическую фазу Метахара и позднюю фазу Абадир (Brandt, 1986).

Находки раковин красноморских брюхоногих на озере Бесака указывают на контакты этого региона с морским побережьем.

Около 1500 г. до н. э. в районе озера Бесака начинается разведение крупного рогатого скота.


Озеро Туркана

Многие памятники периода 8000–2500 гг. до н. э. найдены на берегах озера Туркана в Кении. В древности уровень озера был на 80 м выше нынешнего, и оно соединялось с истоками Голубого Нила. Памятники расположены у древней береговой линии. Их обитатели жили рыбной ловлей и охотой на крокодилов и гиппопотамов.

Один из самых изученных памятников — Ловасера. Здесь в изобилии найдены зазубренные костяные гарпуны, аналогичные тем, что находят в Сахаре и долине Нила. Также на памятнике найдены образцы керамики с орнаментом в виде волнистых линий (не позднее 6500 г. до н. э.) — еще один характерный признак судано-сахарских культур (Phillipson, 1977).

Образцы керамики с орнаментом в виде волнистых линий также найдены в нижнем течении реки Омо, которая впадает в озеро Туркана (Brown, 1975).

В III тыс. до н. э. на северо-восточном берегу озера Туркана появляется одомашненный скот. Появление скота связано с появлением керамики типа ндерит, характерной для скотоводческого неолита саванны. К востоку от озера Туркана появляется постоянное поселение на берегах озера Чалби.


Эбуррская культура

Названа по вулкану Эбурру в кенийской части Восточно-Африканской рифтовой долины. Памятники сосредоточены в радиусе 25 км от вулкана, в районе озер Найваша и Накуру. Каменная индустрия сравнивается с памятниками северной Эфиопии: Гобедра и Анккер Баахти (Phillipson, 2005, p. 125). Основные памятники: Геймблз Кейв, Ндерит, пещера Массай (Ambrose et al., 1977). Методом радиоуглеродного анализа установлено, что культура существовала с XIII по VII тыс. до н. э. Своими основными технологическими и типологическими элементами эбуррская культура обязана более ранним культурам этого региона, которые датируются XVI–XIII тыс. до н. э. В развитии эбуррской культуры выделяют четыре донеолитические фазы, они различаются средней длиной используемых микролитов (с течением времени начинают использоваться всё более и более миниатюрные микролиты).

В статье С. Эмброуза и соавторов выдвигается ряд аргументов против гипотезы о наличии генетических связей между эбуррской культурой и капсийской культурой Северной Африки. Эти две культуры сильно различаются по процентному соотношений орудий разных типов; в эбуррской культурой широко использовалась техника микрорезцов, не засвидетельствованная в рамках капсийской культуры; также авторы указывают на отсутствие промежуточных культур в Северной Африке. Трудно проследить связь эбуррской культурой с более поздними культурами Восточной Африки.


5-я фаза эбуррской культуры

Четыре ранние фазы эбуррской культуры датируются XIII–VII тыс. до н. э.; для VI–II тыс. до н. э. памятники эбуррской культуры неизвестны, но в I тыс. до н. э. в районе вулкана Эбурру фиксируются памятники культуры, которая известна как 5-я фаза эбуррской культуры. Для пятой фазы характерен переход от охоты к скотоводству.

Эта культура заимствовала керамические традиции у обществ скотоводческого неолита саванны. Очевидно, традиции скотоводства также были заимствованы.


Скотоводческий неолит саванны

Группу неклассифцированных археологических культур Восточной Африки собирательно обозначают термином скотоводеский неолит саванны.

Различают высокогорный и равнинный скотоводческий неолит саванны. На равнинах и в низинах скотоводческий неолит саванны датируется около 4000–1500 г. до н. э.; в высокогорных районах — около 1500 г. до н. э. — 700 г. н. э.

Более ранние памятники расположены на севере современной Кении в бассейне озера Туркана. Позже носители культуры ушли в горные районы в центральные и южные части кенийской рифтовой долины (доходя до севера современной Танзании). Родство равнинной и высокогорной культур подтверждается общими керамическими традициями и общей коллекцией каменных орудий (Ambrose, 1984, p. 233). Основные керамические традиции: ндерит, илерет, наруса, акира и марингишу.

Наряду со скотоводством носители этой культуры также активно использовали рыбные ресурсы озер.

Памятники высокогорного скотоводческого неолита саванны часто расположены на сухих холмах. Один из типичных памятников — холм Лукенья.

Памятники с керамическими традициями, характерными для скотоводческого неолита саванны найдены на побережье Танзании. Здесь засвидетельствована керамика традиций ндерит, наруса и илерет. Земледелие и производство керамики проникли на побережье Танзании около 3000 г. до н. э. (Chami, Kwekason, 2003).

В науке скотоводческий неолит саванны обычно связывают с носителями южнокушитских языков.


Эльментейтская неолитическая культура

Памятники этой культуры датируются около 1100 г. до н. э. — 800 г. н. э. Они расположены в западной части Восточно-Африканской рифтовой долины на территории Кении у плато Мау, которое образует западный край долины. Этот район обильно орошается дождями. Хозяйство этой неолитической культуры было, возможно, смешанным земледельческо-скотоводческим. Достоверно засвидетельствовано использование крупного и мелкого рогатого скота.

Для эльментейтской культуры характерны простые керамические сосуды без декора. Практиковалось трупосожжение.

Носители этой культуры, по интерпретации С. Эмброуза пришли в центральную часть кенийской рифтовой долины с северо-запада (Ambrose, 1984, p. 233).


Археологические памятники и культуры Эфиопского нагорья

Гобедра

В пещере Годебра зафиксированы три стадии развития местной культуры: индустрия с орудиями на пластинах (1-я половина X тыс. до н. э.), микролитическая индустрия и керамическая культура (до 6000 г. до н. э.).

Керамика из Гобедра свидетельствует о связях этого региона с Суданом и восточным Сахелем.


Оз. Тана

У оз. Тана в пещере Лалибела найдены древнейшие в Эфиопии остатки одомашненных растений. Они датируются временем не ранее VII в. до н. э. (Brandt, Carder, 1987, p. 197).


Аннотированная библиография

  • Амирханов Х. А. Каменный век Южной Аравии. М., 2006.

Рассматривая вопрос о родстве культур Южной Аравии с культурами Африки, автор последовательно указывает на родство культур Южной Аравии с культурами долины Нила, Ливийской пустыни, но не Восточной Африки.

Хадрамаутская индустрия Верхнего Палеолита «смыкается с пластом синхронных памятников долины Нила и Ливийской пустыни, образуя вместе с ними единую культурную провинцию».

Автор сопоставляет культуру пустынного неолита Южной Аравии с культурами северной Африки и делает вывод об очень большом и неслучайном сходстве каменного инвентаря Южной Аравии с инвентарем неолитической культуры Файюм А и неолита капсийской традиции северной Африки. Амирханов полагает, что культура пустынного неолита как более древняя оказала влияние на формирование культуры Файюм А и (опосредованно и «эстафетно») неолита капсийской традиции.


  • Ambrose S. H., Hivernel F., Nelson C. M. The taxonomic status of the Kenya Capsian // Proceedings of the 8th Panafrican Congress of Prehistory and Quaternary Studies, Nairobi, 5 to 10 September 1977. 1980. P. 248–252.

В этой критической статье авторы рассматривают значение эбуррской культуры (ранее известной, как кенийская капсийская культура) и определяют её место в ряду других культур Восточной Африки. В основе статьи — новые раскопки, проведенные соавторами. Результаты исследования приводятся выше в разделе, посвященном эбуррской культуре.


  • Ambrose S. H. The introduction of pastoral adaptations to the highlands of East Africa // From hunters to farmers. the causes and consequences of food production in Africa / Ed. by J. D. Clark and S. A. Brandt. Berkeley, 1984. P. 212–239.

В этой статье обобщаются результаты прошлых исследований С. Эмброуза, посвящённых доисторическим культурам Кении и Танзании, и рассматривается вопрос о характере перехода к неолиту в этом регионе.

По идее автора, разнообразие природных условий в центральной рифтовой долине было столь высоким, что там могли тесно сосуществовать три разных облика жизни.

По мнению автора, основным фактором неолитизации в регионе были миграции групп, которые владели производящим хозяйством. Лишь эбуррскую культуру 5-й фазы можно считать образцом местной культуры, которая усвоила скотоводческий уклад извне, потому что только эта культура неолитической эпохи восходит к местным культурам донеолитического периода.

Автор предлагает историко-лингвистическую интерпретацию археологических данных, основанную на построениях Эрета. Он связывает скотоводческий неолит саванны с носителям южнокушитских языков, а эльментейтскую культуру — с носителями нило-сахарских языков. С. Эброуз также привлекает данные физической антропологии. По данным Дж. П. Райтмайра, носители эльментейтской культуры демонстрируют ярко выраженные негроидные черты, характерные для современных носителей нило-сахарских языков.


  • Ambrose S. H. East African Neolithic // Encyclopedia of prehistory. 2001. 1: Africa. P. 97–109.

Обзор данных о неолитических культурах Восточной Африки: скотоводческом неолите саванны, эльментейтской культуре, 5-й фазе эбуррской культуры, культуре Уилтон C, тервельской культуре.

Автор развивает мысль о том, что появление скотоводческого неолита саванны и эльментейтской культуры в кенийской части Восточно-Африканской рифтовой долины связано с двумя волнами миграции народов-носителей производящего хозяйства, которые были вытеснены из прежних мест обитания из-за изменения климата.


  • Bachechi L. A new 14C dating for the Later Stone Age of the Horn of Africa // Rivista di Scienze Preistoriche. 2004. P. 603–608.

В статье представлены результаты раскопок у пещеры Харурона. Древнейший слой датируется около 12000 г. до н. э. Автор собрал все доступные в литературе датировки памятников позднего каменного века на территории Эфиопии.


  • Beyin A., Shea J. J. Reconnaissance of prehistoric sites on the Red Sea coast of Eritrea, NE Africa // Journal of field archaeology. 32, 1. 2007. P. 1–16.

Статья посвящена результатам археологического обследования на побережье Красного моря в Эритрее. Обследованные археологические памятники сосредоточены на берегах залива Зуола и полуострова Бури. Открыты памятники среднего и позднего каменного века Африки, а также неолита.


  • Beyin A. Early to Middle Holocene human adaptations on the Buri Peninsula and Gulf of Zula, coastal lowlands of Eritrea // Azania: Archaeological Research in Africa. 46, 2. 2011. P. 123–140.

В статье представлены результаты дальнейших исследований красноморского побережья Эритреи. Изучены памятники VII–IV тыс. до н. э. Автор не располагает данными, которые бы подтверждали связь прибрежного населения с культурами Эфиопского нагорья или Аравийского полуострова. Полуостров Бури богат обсидианом.


  • Brandt S. A. The Upper Pleistocene and early Holocene prehistory of the Horn of Africa // African Archaeological Review. 4, 1. 1986. P. 41–82.

Пересмотр классификации археологических культур полуострова Сомали, предложенной Дж. Д. Кларком. Кларк выделял следующие культурные комплексы позднего каменного века: магосийскую, харгейсскую, дойскую, и уилтонскую культуры — на основе анализа небольших коллекций, собранных на поверхности или на стратифицированных памятниках, подвергшихся эрозии.


  • Brandt S. A., Carder N. Pastoral rock art in the Horn of Africa: Making sense of udder chaos // World Archaeology. 19, 2. 1987. P. 194–213.

Статья посвящена наскальной живописи скотоводов полуострова Сомали. Автор отмечает, что исследователи наскальной живописи уделяют больше внимания живописи охотников-собирателей, а живопись скотоводов эпохи неолита недостаточно систематизирована.

В IV–III тыс. до н. э. климат Северной Африки стал существенно более сухим, чем прежде, что привело к исходу обитателей Сахары и Сахеля в более южные районы.

Скотоводческая наскальная живопись полуострова Сомали относится к т. н. эфиопско-арабскому стилю. Её появление авторы связывают с миграцией скотоводов из Судана на полуостров Сомали.


  • Cervicek P. Rock paintings of Laga Oda (Ethiopia) // Paideuma. 17. 1971. P. 121–136.

В этой статье дано описание арабо-эфиопского (эфиопо-арабского) стиля наскальной живописи. Наскальные изображения в этом стиля создавались скотоводами Восточной Африки, долины Нила, Судана, Ливийской пустыни, на западе Аравийского полуострова в Хиджазе.

В датировке арабо-эфиопской наскальной живописи П. Червичек вслед за Дж. Д. Кларком исходит из сходства некоторых изображений с декором нубийской керамики группы C (III–II тыс. до н. э.). П. Червичек останавливается на датировке изображений II–I тыс. до н. э.


  • Chami F. A., Kwekason A. Neolithic pottery traditions from the islands, the coast and the interior of East Africa // African Archaeological Review. 20, 2. 2003. P. 65–80.

Статья посвящена неолитическим памятникам океанического побережья Танзании. Прежде считалось, что ранние неолитические культуры Восточной Африки сосредоточены в центральной части Восточно-Африканской рифтовой долины.

Статья основана на результатах раскопок памятников Китере, Тендагуру, Верхнее Киханзи и Мкукуту-Кибити. Здесь засвидетельствована керамика традиций ндерит, наруса и илерет. Земледелие и производство керамики проникли на побережье Танзании около 3000 г. до н. э.


  • Dale D., Ashley C. Z. Holocene hunter-fisher-gatherer communities: New perspectives on Kansyore using communities of western Kenya // Azania: Archaeological Research in Africa. 45, 1. 2010. P. 24–48.

В статье анализируются результаты археологических раскопок на западе Кении. Памятники Сирор, Усенге 1, Усенге 3 и Пундо дают представление о двух фазах существования культуры, которая использовала керамику типа кансьоре. Раннее кансьоре датируется 6000–5000 гг. до н. э.; позднее кансьоре — 1000 г. до н. э. — 500 г. н. э.

Керамика типа кансьоре давно известна археологам Восточной Африки. Памятники позднего каменного века с керамикой этого типа найдены в Кении, Уганде, Танзании и на юго-востоке Судана. Наибольшая концентрация этих памятников — в районе озера Виктория. Керамику кансьоре использовали охотники-собиратели c VIII по I тыс. до н. э.

Керамика кансьоре — первая керамическая традиция в Восточной Африке после ранней керамики, засвидетельствованной в бассейне озера Туркана. Памятники с керамикой кансьоре обладают разными каменными индустриями, поэтому не образуют единой культуры.

Культура кансьоре ориентирована на рыбную ловлю, памятники расположены на берегах рек и озер.

В основе исследования — типология керамики, разработанная одним из авторов статьи. Отмечается несомненная связь керамики кансьоре с керамикой Сахары и Судана, а также с керамикой озера Туркана.


  • Edwards D. N. The Nubian past. an archaeology of the Sudan. London, 2004.

Обзорная работа по археологии Судана. Основная суданская культура раннего голоцена — т. н. мезолит Хартума в долине Нила (принадлежит к кругу судано-сахарских эпипалеолитических культур).


  • Fattovich R. The Development of Ancient States in the Northern Horn of Africa, c. 3000 BC—AD 1000: An Archaeological Outline // Journal of World Prehistory. 23, 3. 2010. P. 145–175.

В статье дается обзор предпосылок и истории формирования первых государств на полуострове Сомали. Рассматриваются археологические признаки усложнения социальной организации в Эфиопии с III тыс. до н. э. Доаксумское государство существовало в 900–400 гг. до н. э. С 400 г. до н. э. существует королевство Аксум.


  • Fattovich R. The Archaeology of the Horn of Africa // Afrikas Horn: Akten der Ersten Internationalen Littmann-Konferenz 2. bis 5. Mai 2002 in München / Herausgegeben von Walter Raunig und Steffen Wenig. Wiesbaden, 2005 (Meroitica ; Bd. 22). P. 3–29.

Обзор данных по археологии современной Эритреи, Эфиопии, Джибути и Сомали.

По мнению автора, эбуррская культура была принесена переселенцам из региона Афар. Р. Фаттович предполагает, что культура Логгиа может быть принесенной мигрантами, потому что она имеет сходные черты с эпипалеолитическими культурами долины Нила и северной Африки.


  • Faure H. et al. Les formations lacustres holocènes (argiles et diatomées) et l’industrie épipaléolithique de la région de Logghia (bassin du lac Abbe, Ethiopie) // Proceedings of the Seventh Pan-African Congress of Prehistory and Quaternary Studies — Addis Ababa 1971. Addis Ababa, 1976. P. 391–403.

В статье кратко освещаются результаты раскопок в районе Логгиа на самом севере Восточно-Африканской рифтовой долины. Памятники располагаются на древней береговой линии озера Аббе.

Эпипалеолитическая каменная индустрия (VII–VI тыс. до н. э.) была основана на пластинках; используются микрорезцы.

Экономика базировалась на ловле рыбы (в т. ч. сома) и охоте на крокодилов и гиппопотамов.


  • Fernandez V. M. The Prehistory of the Blue Nile Region (Central Sudan and Western Ethiopia) // Archaeology of Early Northeastern Africa: In Memory of Lech Krzyżaniak / Ed. by K. Kroeper, M. Chłodnicki, M. Kobusiewicz. Poznań, 2006 (Studies in African archaeology. 9). P. 65–98.

В обзорной статье автор подводит итоги своей многолетней работы в бассейне Голубого Нила.

Автор приходит к выводу, что в период последнего ледникового максимума с XX тыс. до н. э. охотники-собиратели Судана находили убежище в горных районах Эфиопии, где в эпоху максимально засушливого климата сохранялись саванны и луга, и вернулись на равнины, когда климат стал более влажным в конце эпохи плейстоцена.

Из-за частых разливов Голубого Нила и вызываемого ими заболачивания до VII тыс. до н. э. долина Голубого Нила в центральном Судане была необитаемой. На этом основании автор делает вывод о северном, а не южном происхождении культуры среднего Нила Ранний Хартум (которая генетически связана с другими судано-сахарскими культурами эпипалеолита), тогда как другие исследователи допускали, что она происходит из района Великих Озер Восточной Африки.


  • Finneran N. The archaeology of Ethiopia. London ; New York, 2007.

В этой обобщающей работе по эфиопской археологии лишь небольшой раздел посвящен эпохе раннего и среднего голоцена и неолитизации. При этом автор ограничивается описанием отдельных памятников; по его мнению, описание и рассмотрение эфиопских или восточно-африканских культур как единого целого пока не имеет перспектив (p. 59).

Несмотря на ранее появление керамики в районе озера Туркана на севере Кении, на памятниках Эфиопского нагорья керамика появляется поздно, лишь в IV тыс. до н. э., возможно, благодаря контактам с восточно-суданским регионом Бутана и дельтой реки Мэрэб. Еще позже керамика появляется в Восточно-Африканской рифтовой долине, вероятно, благодаря проникновению туда групп скотоводов.


  • Guedda M., Sylvie A., Roger J., Xavier G. Le site d’Asa Koma (République de Djibouti) et les premiers producteurs dans la Corne de l’Afrique // Journal des africanistes. 66, 1. 1996. P. 255–298.

Описание неолитического памятника Аса-Кома (II тыс. до н. э.) в Джибути. В основе экономики —скотоводство, охота и рыболовство. Керамика Аса-Кома не имеет прямых параллелей. Орнамент на некоторых фрагментах керамики Аса-Кома встречается также в Восточном Судане.


  • Gutherz X., Cros J. P., Lesur J. The discovery of new rock paintings in the Horn of Africa: The rockshelters of Las Geel, Republic of Somaliland // Journal of African Archaeology. 1, 2. 2003. P. 227–236.

Описание пещеры Лаас-Гааль с полихромными наскальными росписями на севере Сомали (непризнанное государство Сомалиленд). На росписях изображен крупный рогатый скот, собаки, человеческие фигуры. Ранние росписи связаны с арабо-эфиопским стилем, который, по утверждению авторов, расцвел в III–II тыс. до н. э. (есть, однако, основания для более поздней датировки). Наиболее близкие параллели к изображениям из Лаас-Гааль — в пещере Карин-Хееган (на территории непризнанного государства Пунтленд).


  • Leakey L. S. B. The Stone Age cultures of Kenya colony. London, 1971 (1-е изд. — 1934) (Cass library of African studies. African prehistory ; no.2).

В книге опубликованы результаты археологических раскопок Луиса Лики в Британской Кении. Здесь описаны памятники эбуррской культуры (кенийской ориньякской в терминологии Л. Лики), эльментейтской культуры и других скотоводческих неолитических культур Кении. Автор сопоставляет результаты раскопок с данными по археологии Европы и Южной Африки (критерии сопоставительного анализа Л. Лики не отвечают современному уровню науки).


  • Marks A. E. , Mohammed-Ali Abbas S. The late prehistory of the eastern Sahel. the Mesolithic and Neolithic of Shaqadud, Sudan. Dallas, 1991.

Исследование посвящено раскопкам доисторического памятника Шакадуд в Судане, к северу от Хартума. Здесь представлена культура близкая к мезолиту Хартума, который относится к кругу эпипалеолитических судано-сахарских культур. Позже здесь появляется культура неолитического типа. В долине среднего Нила она была основана на использовании одомашненного крупного рогатого скота. Скотоводство дополнялось рыбной ловлей. Шакадуд представляет собой исключение, здесь нет костей одомашненного скота. Несмотря на заимствование инвентаря, характерного для неолитических обществ c VI тыс. до н. э., местное население продолжало жить охотой и собирательством. Лишь в III тыс. до н. э. здесь развивается скотоводческая экономика.

По мнению авторов, несмотря на свою близость к долине Нила, Шакадуд относится к другой культурно-географической зоне и представляет собой типичное общество Сахеля.


  • Mire S. The discovery of Dhambalin rock art site, Somaliland // African Archaeological Review. 25, 3-4. 2008. P. 153–168.

Статья призвана показать, что археология Сомали возрождается после гражданской войны. Её автор — сотрудник министерства туризма и культуры непризнанного государства Сомалиленд. В статье издан новый памятник наскальной живописи из Сомалиленда, который относится к арабо-эфиопскому стилю. Наскальная живопись этого стиля датируется I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.


  • Peregrine P. N. East African Microlithic // Encyclopedia of prehistory. 2001. 1: Africa. P. 95–96.

Краткая характеристика археологических культур Кении, Уганды и Танзании 18000–3000 до н. э.


  • Phillipson D. W. Lowasera // Azania: Journal of the British Institute in Eastern Africa. 12, 1. 1977. P. 1–32.

В статье представлены результаты раскопок памятника Ловасера на берегу озера Туркана. Памятник использовался с VIII тыс. до н. э. рыболовами.

Памятник предоставил исследователям образцы зазубренных костяных гарпунов. Также был найден фрагмент керамического сосуда с декором в виде волнистых линий. Он относится к 8 горизонту. Костяные гарпуны и керамика с волнистыми линиями связаныс судано-сахарским культурным комплексом.

В приложении к статье антрополог Дж. П. Райтмайр анализирует человеческие останки из Ловасеры.


  • Phillipson D. W. The later prehistory of eastern and southern Africa. London, 1977a.

В обзоре ранних микролитических культур Восточной Африки Д. Филлипсон указывает на сходство каменной индустрии ранней стадии эбуррской культуры (Кения), харгейсской культуры (север Сомали) и культуры озера Гобедра (Эфиопское нагорье) — все они основаны на использовании пластин. Для всех трёх культур не удалось установить связь с более ранними культурами; существует гипотеза, что они были принесены в Восточную Африку извне.


  • Phillipson D. W. African archaeology. 3rd ed. Cambridge, 2005.

Эта книга во многом представляет собой значительно расширенную и дополненную версию предыдущей. Они схожи по организации материала, посвященного Восточной Африке, но в новой книге Д. Филлипсон учитывает критику прежних конценций, в т. ч. со стороны С. Брандта и С. Эмброуза, поэтому здесь нет столь смелых гипотез об общности культур из разных регионов.

В разделе, посвященном первым оседлым обитателям Восточной Африки, автор уделяет основное внимание культурам озера Туркана (которые он сам исследовал в 1970-е гг.).

Наиболее вероятной родиной афразийских языков Д. Филлипсон считает юго-западное побережье Красного моря и восток современного Судана.


  • Rose J. I., Usik V. I. The «Upper Paleolithic» of South Arabia // The evolution of human populations in Arabia. paleoenvironments, prehistory and genetics / Edited by Michael D. Petraglia, Jeffrey I. Rose. Dordrecht, 2009 (Vertebrate paleobiology and paleoanthropology series). P. 169–185.

Авторы развивают гипотезу о генетической связи харгейсской культуры северного Сомали (возможно, XXI тыс. до н. э.) с верхним палеолитом Южной Аравии. По их мнению, появление харгейсской культуры на полуострове Сомали может отражать переселение из Аравии через Баб-эль-Мандебский пролив. Они отмечают, что остальные культуры Восточной Африки позднего каменного века не имеют соответствий на Аравийском полуострове.


  • Smith A. B. African herders. emergence of pastoral traditions / Andrew B. Smith. Walnut Creek, 2005 (African archaeology series 8).

Книга содержит полезный обзор сведений о распространении скотоводства в Восточной Африке. Автор опирается на реконструкцию С. Эмброуза, согласно которой, в Восточно-Африканской рифтовой долине сосуществовали разные группы скотоводов. Он придерживается деления неолитических традиций на несколько кластеров: кластер олманленге (керамика ндерит и керамика марингишу), которая впервые была засвидетельствована в районе озера Туркана и позже была перенесена на юг в район озера Накуру; кластер олдиши (к югу от озера Найваша); эльментейтская традиция; кластер олтоме (керамика кантсьоре) в западной части Восточно-Африканской рифтовой долины и по берегам озера Виктория.


  • Sutton J. E. G. The archaeology of the western highlands of Kenya. Nairobi, 1973 (Memoir of the British Institute in Eastern Africa ; no. 3).

Отчет об археологическом обследовании нагорья к западу от Восточно-Африканской рифтовой долины в Кении. В этом регионе отсутствуют памятники эбуррской культуры. Местные памятники принадлежали охотникам и скотоводам.

Автор предполагает, что скотоводство проникло в исследуемый регион из Эфиопии, и связывает его с носителями южнокушитских языков. О присутствии кушитов в этом районе свидетельствуют следы южнокушистского субстрата в современных местных языках. В I или II тыс. н. э. южные кушиты были ассимилированы носителями нилотских языков, которые сегодня населяют западную Кению. Автор прослеживает дальнейшую этническую историю региона вплоть до наших дней.


  • Vogt B., Buffa V. Cultural interactions with the Horn of Africa — a view from early Arabia // Afrikas Horn: Akten der Ersten Internationalen Littmann-Konferenz 2. bis 5. Mai 2002 in München / Herausgegeben von Walter Raunig und Steffen Wenig. Wiesbaden, 2005 (Meroitica ; Bd. 22). P. 437–459.

Современные данные археологии позволяют опровергнуть гипотезу о культурном единстве полуострова Сомали и Южной Аравии до середины I тыс. до н. э. Культуры этих регионов отчетливо различаются, можно говорить лишь о контактах между ними.


  • Yellen J. E. Barbed bone points: tradition and continuity in Saharan and sub-Saharan Africa // African Archaeological Review. 15, 3. 1998. P. 173–198.

В статье собраны свидетельства использования зазубренных костяных гарпунов в Северной Африке. Древнейшие костяные гарпуны Африки были обнаружены при раскопках памятников Ишанго 11 и Ишанго 14 у истока реки Семлики из озера Эдуард в западной части Восточно-Африканской рифтовой долины (совр. Демократическая Республика Конго). Памятники датируются XXIII–XIX тыс. до н. э.


Дополнительная литература

  • Brown F. H. Barbed bone points from the Lower Omo Valley, Ethiopia // Azania: Journal of the British Institute in Eastern Africa. 10, 1. 1975. P. 144–148.

  • Le Quellec J.-L., Abegaz G. New sites of South Ethiopian rock engravings: Godana Kinjo, Ejersa Gara Hallo, Laga Harro, and remarks on the Šappe-Galma school // Annales d’Ethiopie. 2001. 17, 1. P. 205–224.

  • Hildebrand E. A., Brandt S. A., Lesur-Gebremariam J. The Holocene Archaeology of Southwest Ethiopia: New Insights from the Kafa Archaeological Project // African Archaeological Review. 27, 4. 2010. P. 255–289.


На верхнем фото: наскальные росписи из пещеры Лаас-Гааль (автор фото: najeeb)