ИЗ ИСТОРИИ КАРТОГРАФИИ И ГЕОГРАФИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
28.05.2020

ИЗ ИСТОРИИ КАРТОГРАФИИ И ГЕОГРАФИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

А. К. Лявданский

Среди имеющихся памятников древневосточной картографии лишь небольшое число документов можно считать «картами мира». Наиболее бесспорный кандидат на такое наименование — это так называемая вавилонская «Карта мира», датируемая приблизительно IX в. до н. э. (Horowitz, 1998). На ней земной мир представлен в виде диска, как на некоторых античных и средневековых картах мира. Не исключено, что под влиянием месопотамских представлений была создана мифологическая карта Египта и окружающего его мира (VI–IV вв. до н. э.), вписанная в традиционную систему изображений, характерную для саркофагов и гробниц (Clére, 1958; Scott, 1986). Г. Хёльшер предполагает, что вавилонская Карта мира (или подобная ей) повлияла и на географические представления, отразившиеся в Книге Бытия (Hölscher, 1949).

Более близкими параллелями к библейской Таблице народов являются документы, представляющие списки стран и народов. Среди такого рода памятников в Месопотамии выделяется «Саргоновская география» — список стран и народов, входивших в империю Саргона Древнего (XXIV-XXIII вв. до н. э.), датируемый эпохой Саргона II (Horowitz, 1998). В Древнем Египте в период Нового Царства создавались многочисленные списки народов, наиболее яркими примерами которых являются топографические списки Тутмоса III и Сети I в Карнакском храме (Kitchen, 2009; O’Connor, 2012).


Картография Древней Месопотамии

В клинописных источниках сохранились планы построек, карты городов и другие карты крупного масштаба. Но известна только одна карта, которая, вне всяких сомнений, понималась как карта всего земного мира, — это вавилонская «Карта мира», датируемая около IX в. до н. э. (Horowitz, 1988; 1998).

Достаточно уникальна карта, найденная в Йорган-Тепе (около 2600 г. до н. э.), которая охватывает, по-видимому, большую местность (Meek, 1932; Rochberg, 2012). На ней обнаруживаются традиционные обозначения географических объектов, которые видны и на гораздо более поздней вавилонской Карте мира. В царских надписях, содержащих описания военных походов, имеются «географические» пассажи, представляющие собой списки завоёванных стран и городов. Из документов, содержащих списки народов и стран, наиболее интересна «Саргоновская география» (Horowitz, 1998).

Вавилонская «Карта мира»

Табличка с вавилонской «Картой мира», хранящаяся в Британском Музее (BM92687), была впервые опубликована более столетия назад (Peiser, 1889) и несколько раз переиздавалась, наиболее обстоятельное её исследование принадлежит израильскому ученому У. Горовицу (Horowitz, 1988), автору монографии о географических текстах Древней Месопотамии (Horowitz, 1998).

Текст датируется не ранее IX в. до н. э., судя по некоторым терминам, не зафиксированным в более ранние периоды (marratu — «соленое море» — в более ранних текстах обозначается как tâmtu; другой термин, не встречающийся ранее IX в. до н. э., — Bit Yakin, Uraštu, т. е. Урарту). Возможно, карта и сопроводительный текст являются копией более раннего документа. Табличка содержит текст с обеих сторон. Вероятно, текст на обратной стороне является сопроводительным к карте, а текст на лицевой стороне был создан позднее.

Карта носит схематический характер, в ней наблюдаются черты, присущие другим месопотамским картам, — в частности, обозначение топографических объектов с помощью геометрических фигур. Так, города обозначаются кругами с вписанными в них названиями, реки — двумя параллельными линиями, а океан — почти правильными, концентрически расположенными кругами.

В центре «мира» расположен континент, на котором отмечены некоторые страны, области и города Передней Азии: Урарту, Ассирия, Вавилон, Элам, Бит Якин, Хаббан и Дер. Возможно, некоторые названия на карте не сохранились. Вавилон явным образом занимает центральное положение на этом континенте, он обозначен прямоугольником, в отличие от других городов. Через Вавилон протекает река Евфрат, также занимающая центральное положение на этом континенте, река впадает в «болото» и «канал», которые У. Горовиц соотносит с болотистыми местностями низовий Евфрата и каналом, бывшим древним аналогом современного канала Шатт эль-Араб. В верховьях реки расположены «горы», которые можно сопоставить с горами Южной Турции, откуда берут свое начало Тигр и Евфрат. Река Тигр на карте не обозначена.

Особый интерес представляют объекты, отмеченные треугольниками и термином nagû. Анализ этого термина, значение которого до конца неясно, позволил У. Горовицу сопоставить его с выражением «острова народов» (Быт 10:5) — ʔiyyē haggōyīm (Horowitz, 1990).


карты - рисунок 3.jpg

Вавилонская карта мира: 1 — горы, 2 — город, 3 — Урарту, 4 — Ассирия, 5 — Дер (располагается на границе Месопотамии и Элама), 6 — ?, 7 — болота, 8 — Сузы (Элам), 9 — канал, 10 — Бит Якин, 11 — город, 12 — Хаббан (возможно, располагается на иранском нагорье, к востоку от Тигра), 13 — Вавилон, 14–17 — океан, 18 — Великая Стена (либо мифическая стена, отделяющая nagû от какого-то другого космического региона, либо реальные горы, занимающие большую часть данного nagû), 19-22 — nagû, 23-25 — без подписи

«Саргоновская география»

Два экземпляра этого текста, новоассирийский и поздневавилонский, датируются первой половиной I тыс. до н. э. По мнению У. Горовица, представившего наиболее полный анализ этого памятника, данный текст восходит к древним образцам старовавилонского периода, но окончательную форму приобрел в новоассирийский период, возможно, при Саргоне II (722–705 гг. до н. э.). В самом тексте говорится, что империя Саргона Древнего, которую он описывает, включает «всю землю под небесами», «земли от восхода до захода солнца, совокупность всех земель» (Horowitz, 1998, p. 67). Большую часть текста, от которого сохранилось 65 строк, по реконструкции У. Горовица, занимает список стран, входивших в империю Саргона. Интересно, что в этом списке перемешаны географические и этнические наименования, что характерно и для библейской Таблицы народов.


Картография Древнего Египта

A. Шор предлагает разделять религиозную и светскую картографию Древнего Египта. Наиболее известный памятник светской картографии это Туринская папирусная карта. Если говорить о религиозной или мифологической картографии, то на крышках деревянных саркофагов, датируемых около 2000 г. до н. э., сохранились, например, карты мифического пространства, по которому проходит умерший.

В связи с библейской Таблицей народов заслуживают внимания два изображения, включающих схематическое изображение ойкумены в виде диска:

  • крышка саркофага из Саккара, около 350 г. до н. э. (Музей Метрополитен, Нью Йорк)

  • фрагменты каменной плиты из Музея естественной истории Пибоди в Йеле.

Более явными прообразами или параллелями библейской Таблицы народов можно считать топографические списки фараонов Нового царства, сохранившиеся на разнообразных памятниках этой эпохи, один из которых Г. Бругш даже назвал «Древнеегипетской таблицей народов» (Brugsch, 1882; O’Connor, 1982; Edel, 1983; Kitchen, 2009; O’Connor, 2012).

Туринская (папирусная) карта датируется около 1150 г. до н. э. На ней изображён отрезок Вади Хаммамат — русла правого притока Нила, вдоль которого проходит путь, связывающий район Фив с Красным морем, длиной около 15 км, с отмеченными золотыми копями, каменоломнями и населёнными пунктами. Эта карта интересна тем, что демонстрирует уровень развития светской картографии в Древнем Египте.

На крышке саркофага жреца Верешнефера из Саккары (период XXX династии, середина IV в. до н. э.) имеется образ вселенной. Земной мир, изображённый в виде круга, вписан в пространство между телами богини неба Нут и бога земли Геба. Египет представлен как кольцо из 40 штандартов египетских номов. На внешнем по отношению к Египту пространстве изображены представители окружающих Египет стран и народов. Предварительный анализ памятника в целом дан в работе К. Рэнсон (Ranson, 1914).


карты - рисунок 1.jpg

Изображение на крышке саркофага жреца Верешнефера (Уерешнефера) из Саккары (Музей Метрополитен, Нью-Йорк (MMA 14.7.1))


Можно назвать много отдалённых прототипов этого изображения, таких как потолок кенотафа Сети I в Абидосе (около 1280 г. до н. э.), где мы также видим изображение вселенной с подобной ориентацией тел Нут и Геба, однако в них отсутствует изобразительный мотив земного мира. Памятник, который можно считать наиболее близким прототипом, хранится сейчас в Музее естественной истории Пибоди в Йеле (Manassa, 2007, p. 277, n. 306) и представляет собой джойн, состоящий из трёх неплохо сохранившихся фрагментов, приобретённых у торговца в Каире. В статье Ж. Клера подробно проанализированы изобразительные мотивы этих фрагментов (Clére, 1958). В частности, показано, что некоторые черты изображений соседей Египта на сохранившемся фрагменте говорят о том, что это ливийцы или другие западные соседи Египта. Этот вывод согласуется с тем, что в правой части изображения присутствует символика запада, а именно — изображение бога западной пустыни Ḥа (Reallexikon der ägyptischen..., 1952). В левой части более полного варианта этого изображения из Музея Метрополитен изображён бог Сопду — персонификация восточных границ Египта (Keel, 1997, p. 37). Фрагменты из Йеля точно не датированы, вероятно, изображение на них было выполнено не ранее конца Нового царства (Keel, 1997, p. 389).


карты - рисунок 2.jpg

Фрагменты каменной плиты из Музея естественной истории Пибоди в Йельском университете

Аннотированная библиография

  • Brugsch H. Die altägyptische Völkertafel // Verhandlungen des fünften Internationalen Orientalisten-Congresses, gehalten zu Berlin im September 1881. Teil 2, Hälfte 1. Afrikanische Section. Berlin: Asher, 1882. S. 25-79.

В данной работе собраны разнообразные наблюдения о принципах организации географических древнеегипетских текстов. Концепт «Девять народов» появляется начиная с XVIII династии. Традиционный порядок сторон света: Юг-Север-Восток-Запад. Юг воспринимался как передняя или верхняя земля; север — как задняя или нижняя, восток — как левая, запад — как правая. В текстах имеются указания, что окружающие Египет народы организованы по четырем сторонам света. Расположение стран относительно сторон света в египетских текстах непостоянно, оно может зависеть от «точки зрения»: например, во многих текстах говорится, что Куш находится на западе, а Пунт — на востоке («африканская» точка зрения). При перечислении африканских земель и частей Египта порядок — от юга к северу, а при перечислении земель вдоль Евфрата, по тому же принципу, — от истока (севера) к дельте.

Приводятся данные об этимологии некоторых топонимов, часть которых, по мнению автора, образована в результате калькирования наименований в других языках: например, название нагорья, лежащего к востоку от Египта, — «красный», ср. др.-евр. ʔědōm.

Бóльшая часть статьи представляет собой анализ списка народов Тутмоса III из Карнака.


  • Clére J. J. Fragments d’une nouvelle représentation égyptienne du monde // Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. 1958. 16. S. 30–46.

Публикация посвящена фрагментам изображения вселенной, включающим карту мира, подобно тому, что сохранился на крышке саркофага жреца Верешнефера (Ranson, 1914). Поскольку в публикации К. Рэнсон дан очень краткий обзор этого изображения, статья Ж. Клера фактически является единственной работой, в которой разобраны основные мотивы этого типа изображений.

Датировка памятника, представляющего собой джойн из трёх фрагментов, не ясна: очевидно, что он не древнее Нового Царства, наиболее вероятна даже более поздняя датировка. По-видимому, это была не крышка саркофага, а фрагмент каменной плиты, служившей облицовкой здания.

Общий план изображения вполне соответствует тому, что хранится в Нью-Йорке, но есть отличия в деталях. Отсутствуют изображения богинь, символизирующие восток и запад. На внутреннем кольце изображены символы или штандарты номов Египта: сооружения с плоской крышей символизируют номы верхнего Египта, сооружения с закруглённой крышей символизируют номы нижнего Египта. Некоторые черты изображений соседей Египта в сохранившемся фрагменте говорят о том, что это ливийцы или другие западные соседи Египта. Этот вывод согласуется с тем, что в правой части изображения присутствует символика запада, а именно — изображение бога западной пустыни Ḥа (Reallexikon der ägypt..., 1952). В левой части более полного варианта этого изображения из музея Метрополитен изображён бог Сопду — персонификация восточных границ Египта (Keel, 1997. P. 37).

Менее подробное, но снабжённое качественной фотографией обсуждение данного памятника содержится в работе Дж. Скотта (Scott, 1986).


  • Edel E. Beiträge zu den ägyptischen Sinaiinschriften // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen I. Philologisch-Historische Klasse. N. 6; Göttingen: Vendenhoeck und Ruprecht, 1983.

Особый интерес представляет обсуждение Э. Эделем дубликатов стелы из Серабит эль-Хадем (Sinai 238 и 427), текст которой повествует об экспедиции в Пунт (Edel, 1983, S. 176–182). В одном из пассажей текста содержится перечисление продуктов (виды деревьев и различные смолы) из нескольких земель, по-видимому, расположенных в стране Пунт или около нее. Выражение «чужеземные страны Пунта», как правило, обозначает не только Пунт — в древнеегипетских текстах термин Пунт иногда понимался расширенно, включая некоторые другие регионы. Автор статьи обращает внимание на то, что предложенное Г. Бругшем разделение африканского списка Тутмоса III: 1–23 Куш; 24–47 Уауат; 48–116 Пунт (Brugsch, 1882) — может быть пересмотрено, в частности, содержание раздела «Пунт». Как было показано, список земель Пунта ограничен номерами 48–71 (Zyhlarz, Kush 6, 1958).


  • Horowitz W. The Babylonian Map of the World // Iraq. 1988. 50. P. 147–165.

Эта публикация, посвящённая вавилонской «Карте мира», основана на новой коллации клинописного документа (Британский музей BM 92687), уже несколько раз публиковавшегося (Peiser, 1889; Thompson, 1906). Несколько дополненный и переработанный вариант этой статьи вошел впоследствии в книгу «Mesopotamian Cosmic Geography» (Horowitz, 1998) как глава с одноимённым названием. Обсуждение интерпретаций этого памятника, предшествовавших настоящей публикации, см. в обзоре У. Рёллига (Röllig, 1980-83).

Документ датируется не ранее IX в. до н. э. на основании некоторых географических терминов, которые впервые появляются в литературе не ранее IX в.: marratu как обозначение моря, топоним Бит-Якин (bīt ia-’-ki-nu). Однако, вавилонская «Карта мира» может быть датирована и более поздним временем. Текст на оборотной стороне таблички, скорее всего, имеет отношение к карте; напротив, текст над самой картой на лицевой стороне был, вероятно, создан позднее. Судя по центральной позиции Вавилона на карте и по тому, как оформлено его обозначение, карта была создана скорее в Вавилоне, чем в Ашшуре. Большая часть документов, вместе с которыми хранится BM 92687, происходят из Сиппара, однако, возможно, что эта табличка происходит из Борсиппы: предок писца Ea-bel-ili известен по другим документам как Эа-бел-или из Борсиппы.

Данная карта до сих пор является уникальной как карта мира. С другими месопотамскими картами её объединяют способы графического отображения объектов. Но, в отличие от иных карт, на этой карте размеры и соотношения объектов более чем схематичны.

Континент. Надписями обозначены страны, города и местности: Ассирия (скорее всего, подразумевается город, так как топоним вписан в круг), Урарту, Вавилон, Дер, Бит-Якин, Хаббан, Сузы. Кроме того, отмечены «горы» (šadû), «болото» (apparu) и «канал» (bitqu). Две параллельные линии, пересекающие континент сверху вниз и проходящие через прямоугольник, обозначающий Вавилон, интерпретируются как изображение Евфрата. «Горы» указывают на истоки Тигра и Евфрата в горах Южной Турции, которые посетил Салманасар III. «Болото» и «канал» — это, соответственно, болотистая местность у устья Евфрата и древний аналог реки Шатт-эль-Араб. Примечательно, что Тигр никак не отмечен на данной карте. Расположение некоторых обозначений ошибочно: Бит-Якин и Хаббан должны находиться не слева от Евфрата, как на карте, а справа. Непонятным остаётся обозначение ответвления от Евфрата (6), которое может быть истолковано тремя возможными способами. Также непонятно, что отмечают круги с надписями «город» (uru) и круги без надписей. Возможно, это разрушенные города.

Океан. Наименование marratu характерно для текстов I тыс. до н. э. и является эквивалентом более древнего tâmtu. Интересно, что обозначение океана, окружающего круглый континент, выписано здесь с детерминативом реки — marratu. Это соответствует тому, что это водное пространство на карте изображено двумя параллельными линиями, как река.

Регионы (nagû). Четыре треугольных пространства, примыкающих к океану, обозначены как nagû. Возможно, изначально их было восемь, в соответствии с восемью nagû, упомянутыми в тексте на оборотной стороне. У термина nagû два основных значения: 1) административно-территориальная единица, провинция — в новоассирийских царских надписях; 2) отдалённая местность (за морем), остров — в нововавилонских царских надписях и в Эпосе о Гильгамеше (XI, 141). Возможно, nagû на этой карте обозначают острова; согласно другой гипотезе, это мифические края земли, за которыми простирается мировой океан Апсу. На месте, где должен быть недостающий «северный» nagû, имеется текст: «место, где не видно солнца».

Текст на лицевой стороне. Плохо сохранившийся текст имеет некоторые параллели в поэме «Энума Элиш» (Horowitz, 1988, p. 3–4). Он содержит перечисление экзотических животных и мифических существ, живущих в море (Horowitz, 1988, p 5–9). Также этот текст перекликается с известным текстом о сотворении мира Мардуком (Horowitz, 1988, p. 13, 35–38). Возможно, имеется в виду животный мир далеких островов, изображённых на карте. Список мифических и легендарных персонажей также имеет отношение к теме далеких стран (Horowitz, 1988, p. 10).

Текст на оборотной стороне. Текст делится на девять разделов. Разделы со второго по восьмой описывают регионы nagû, указывая на некоторые отличительные черты этих локаций («место, куда не долетают птицы» и т. д.). Текст местами очень плохо сохранился. Девятый раздел, видимо, является итогом этого описания.

Вероятно, карта была создана, чтобы обозначить расположение далёких стран по отношению к известным регионам Месопотамии. Сопроводительные тексты на лицевой и оборотной сторонах таблички посвящены этой теме. В вавилонской «Карте мира» проявился характерный для данной эпохи интерес к далёким местностям и странам, о котором свидетельствуют и другие тексты.


  • Horowitz W. The Isles of the Nations. Genesis X and Babylonian Geography // Studies in the Pentateuch, 41. Leiden, 1990. P. 35-43.

В этой работе У. Горовиц делает попытку истолковать фразу «острова народов» (ʔiyyē haggōyīm, Быт 10:5), завершающую перечисление сыновей Яфета в Таблице народов, исходя из географических знаний в Древней Месопотамии, в частности, опираясь на свою собственную интерпретацию вавилонской «Карты мира». Автор статьи оспаривает популярную в научной литературе интерпретацию, согласно которой фраза «острова народов» относится только к сыновьям Явана. По его мнению, имеющиеся данные клинописных текстов представляют другую трактовку: «острова народов» относятся ко всем сыновьям Яфета. Согласно вавилонским географическим представлениям, отразившимся в вавилонской «Карте мира», мир делится на три зоны: континент, океан и далекие страны за океаном (nagû). Употребление термина nagû в вавилонской «Карте мира» и в некоторых других текстах показывает, что этот термин может рассматриваться как эквивалент древнеевр. ʔī в значении «страна за морем».


  • Horowitz W. The Babylonian Map of the World // Idem. Mesopotamian Cosmic Geography. Winona Lake, 1998. P. 20-42.
.

Одна из глав книги У. Горовица представляет собой новую редакцию статьи, опубликованной десятью годами ранее (Horowitz, 1988). За период между двумя публикациями был найден и описан небольшой новый фрагмент этой клинописной таблички (Finkel, 1995, p. 26–27). Текст статьи претерпел некоторые изменения: устранены незначительные детали, добавлены интересные факты и свидетельства. Например, приводится фрагмент письма, который подтверждает, что область Бит-Якин располагалась рядом с «каналом» (bitqu).


  • Horowitz W. The Sargon Geography // Idem. Mesopotamian Cosmic Geography. Winona Lake, 1998. P. 67-95.

Данная глава книги У. Горовица посвящена «Саргоновской географии» — списку стран и народов, входивших в империю Саргона Древнего (XXIV-XXIII вв. до н. э.). Сохранились фрагменты двух экземпляров этого текста, датируемые первой половиной I тыс. до н. э.: новоассирийский (VAT 8006) и поздневавилонский (джойн BM 64382+82955). Новоассирийский экземпляр был найден в 1910 г. в Ашшуре, табличка из Британского Музея была идентифицирована как ещё один экземпляр «Саргоновской географии» в 1970 г. А. Грэйсоном. По мнению У. Горовица, представившего наиболее полный анализ этого памятника, данный текст восходит к древним образцам старовавилонского периода, но окончательную форму он приобрел в новоассирийский период, возможно, при Саргоне II (722–705 гг. до н. э.).

В тексте говорится, что империя Саргона Древнего, которую он описывает, включает «всю землю под небесами», «земли от восхода до захода солнца, совокупность всех земель» (Horowitz, 1998, p. 67). Большую часть текста, от которого сохранилось 65 строк, по реконструкции У. Горовица, занимает список стран, входящих в империю Саргона, для ряда стран указана их протяженность в bēru (около 10 миль, позднее — два часа ходьбы).

В тексте выделяются четыре собственно географических раздела (1–3, 6–30, 33–42, 45–59), перемежаемых ремарками общего характера о Саргоне и его империи (4–5, 31–32, 43–44, 60–61); строки 62–64 плохо сохранились, но включают наименования сутиев, луллубеев и гутиев (кутиев). Первые два раздела перечисляют страны с их пределами (например, «от Эблы до Бит-Наниба земля Армани» SG 13); в третьем разделе перечислены страны с их периметрами или внешними границами talbītu (например, «90 беру составляют границы Элама, 180 беру составляют границы Аккада» SG 35-36), а также страны за морем (Анаку и Каптара, Дильмун и Маган SG 41-42), в четвёртом разделе перемешаны географические и этнические наименования.


  • Hölscher G. Drei Erdkarten. Ein Beitrag zur Erdkenntnis des hebräischen Altertums. Heidelberg, 1949.

Книга состоит из 6 частей: мифологическая картина мира (Das mythische Weltbild), географические знания (Erdkenntnis), карты мира (Erdkarten), четыре райские реки (Die vier Paradiiesströme), таблица народов (Die Völkertafel), карта Книги юбилеев (Die Karte des Jubiläenbuches).

Анализ «трёх карт» мира, реконструируемых по текстам Книги Бытия и Книги Юбилеев, позволил автору проследить историю географии в Древнем Израиле. Анализ предваряется обсуждением общего контекста древней картографии (раздел III), эволюции представлений об окружающем мире в Древнем Израиле (раздел II), а также картины мира, на которую опираются эти представления.

Во введении автор делает попытку реконструировать картину мира древнего израильтянина. Земля—небо = человек—боги. Земля — это, прежде всего, обрабатываемая земля (ʔădāmā). Подземный мир, Шеол, не входит в «мир». Более древний двухчастный мир сменяется к концу периода Первого Храма трёхчастным миром (небо—земля—водная пучина), совпадающим с вавилонской картиной мира. Водное пространство — это подземные воды и воды, окружающие сушу; по Г. Хёльшеру, эти воды объединяются термином tǝhōm. Земной круг получает наименование tēbēl (от акк. M/NB tābalu — «суша»), он ограничен горизонтом ḥug (Pr 8:28), где соприкасаются небеса и земля. Земля окружена морем (например, согласно Пс 139:9, край мира располагается на краю моря — b’ḥryt ym). Четыре стороны света соотвествуют «четырём ветрам» (ʔrbʕ rwḥwt). По некоторым представлениям, трон Бога располагается на севере; по другим — тот же трон располагается на Сионе, а «пуп земли» (ṭabbūr hāʔāreṣ) — в Иерусалиме. Cлова «мир, вселенная» в библейском древнееврейском нет; в постбиблейском у древнего слова ʕōlām «время, вечность» появляется значение «мир, вселенная».

Открывая дискуссию о географических знаниях древних евреев, автор подчёркивает, что географический горизонт жителя Древнего Израиля был достаточно узок. Это видно, например, по древнейшим наименованиям сторон света: север — Цафон (гора в Сирии), юг — Негев, восток — Кедем (сиро-аравийская пустыня), запад — Йам (Средиземное море). Израиль почти никогда не имел выхода к морю и не знал мореплавания, международная торговля также была мало развита (она была в руках «ханаанеев», как называли купцов в Древнем Израиле, а также арабов, которые вели караванную торговлю благовониями). Самый древний историк — Яхвист — обладает довольно ограниченными познаниями: он знает Финикию, «хеттов» в Ливане, арамейские города-государства, жителей Кедема — восточной пустыни. Вавилон и Шинар ему известны по легендарному повествованию о Нимроде, арабов он знает по караванной торговле, шедшей через Израиль. То есть Яхвисту известна лишь небольшая (в основном северная) часть арабского мира: Зимран, Йокшан, Медан, Мидьян, Йишбак, Шуах, Хавила.

Географический горизонт расширяется с приходом ассирийцев в середине VIII в. до н. э. В пророческой литературе то и дело встречаются имена Ашшур (Асирия) и Куш (Нубия). Первое упоминание Мидии — 4Цар 17:6, 18:11. Как считает автор, имеется в виду не собственно Мидия, а горы к юго-востоку от Ниневии, район современной Сулеймании (согласно И. М. Дьяконову (Diakonoff, 1991), «мидийские города» (4Цар 17:6, 18:11) — это ассирийские провинции Кар-Кашши, Мадай и Сапарда). На западе известен Таршиш, а на востоке — Шева. Позднее, в конце VII в., появляется Гомер, Мешех и Тувал, Тогарма, Арарат, Ашкеназ и Яван. На западе становятся известны Кафтор, Киттим, Элиша. Более детальными становятся знания о Египте. Впервые появляется наименование ливийцев Лувим, а также Пут (Наум 3:9). Упоминается целый ряд местностей и племён северной Аравии (среди них Уц и Дедан); в Южной Аравии помимо уже известной Шевы появляется Раама. В персидский период географический горизонт значительно не расширяется. Зато в эллинистический период Израиль узнает о географии гораздо больше: появляются Рим, Галлия, Чёрное море, Каспийское море, Индия.

Древнейшей картой мира считается клинописная «Карта мира» нововавилонского времени (Horowitz, 1988; 1998). Как отмечал ещё Б. Майснер, эта карта, датируемая около IX в. до н. э., является копией более древнего оригинала. Таким образом, вавилонская карта гораздо древнее карты Анаксимандра (около 550 г. до н. э.). Автор делает вывод, что такого рода карты были распространены и что древнееврейские «учёные» могли иметь или, по крайней мере, знать такие карты. Существующая ситуация с источниками заставляет реконструировать географические представления древних евреев подобно реконструкции ионических карт. Поэтому автор предпринимает анализ трёх библейских «карт», известных нам по текстам Библии и постбиблейской литературе: Быт 2:10–14, Таблица народов в Быт 10, Главы 8–9 Книги Юбилеев.

Рассказ о четырёх реках, вытекающих из Эдема, может быть рассмотрен как архаическая карта мира. Несмотря на то, что на ней не обозначены стороны света, из анализа библейских текстов ясно, что Эдем как жилище Бога и как Божья гора располагался на крайнем для библейской картины мира севере, а страна Куш простиралась, по-видимому, далеко на юг. Таким образом, четыре реки ориентированы в целом с севера на юг, как и Евфрат на вавилонской карте мира. Главная проблема — это идентификация рек Пишон и Гихон. Г. Хёльшер считает, что это реки Карун и Керхе, которые в древности впадали в Персидский залив по отдельности. То, что страны Хавила (на побережье Красного моря) и Куш (Нубия), которые эти реки огибают, оказываются далеко на востоке, связано со смутными представлениями древних географов о локализации этих стран. Например, Куш, как в некоторых античных источниках названа Эфиопия, видимо, понимался как огромное пространство, расширяющееся на юге, то есть занимающее весь юг. То, что на этой географической «карте» отсутствует Нил, говорит, скорее всего, о том, что она была создана под влиянием какой-то месопотамской карты мира.


  • Keel O. The Symbolism of the biblical World. Ancient Near Eastern Iconography and the Book of Psalms. Winona Lake, Indiana, 1997.

В разделе «Представления о космосе» анализируются разнообразные иконографические мотивы, связанные с изображением вселенной. В частности рассматриваются два варианта древнеегипетской «карты мира», хранящиеся в Музее Метрополитен (Нью Йорк) и в Музее естественной истории Пибоди Йельского университета. Пространство, внешнее по отношению к «миру», изображённому в виде диска, трактуется у О. Келя иначе, чем у Дж. Скотта (Scott, 1986): это «холодные» или «верхние воды Хора» (ḳbḥw-Ḥr), бога неба. Поэтому это пространство понимается как небесный океан.


  • Kitchen K. A. Egyptian New-Kingdom Topographical Lists: A Historical Resource with Literary Histories // Causing His Name to Live: Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory of William J. Murnane / Ed. by P. J. Brand and J. van Dijk. Leiden: Brill, 2009. P. 129-136.

К. Китчен предлагает классификацию источников, в которых встречаются топографические списки:

  1. По «физическому» типу памятников (отчасти это иконографические типы): триумфальные сцены на стенах или на колоннах храмов; аналогичные сцены и списки на стелах; ряды имен на цоколях храмов и т. д.

  2. По типу текста: «энциклопедические» списки, которые охватывают весь мир (они «иллюстрируют представление о том, что боги Египта правят всем миром»); региональные списки, например, «Нубия и южные регионы» (на деле эти списки иногда выходят за пределы того или иного региона); малые списки — либо сокращения длинных списков, либо традиционные краткие списки, такие как «девять луков» (образное определение чужеземных, как правило, враждебных Египту стран и народов) (Brugsch, 1882; Виноградов, 1985).

Далее автор статьи рассматривает списки южных народов и списки северных народов. По-видимому, образцом для более поздних текстов стал список Тутмоса III на VI и VII пилонах Карнакского храма. Он включает основной список из 117 имён и дополнительный из 152 имёни. Список условно разделяется на семь регионов, которые включают как подконтрольные Египту территории, так и независимые от него: Куш, Уауат, Ирем (?), Ливия, Меджа, Кенсет, Пунт. В период между правлениями Тутмоса III и Cети I не создавалось больших списков. Пример возвращения к грандиозным спискам — «карта мира» Сети I на северной стене гипостильного зала храма в Карнаке (O’Connor, 2012). В ней, как пишет К. Китчен, есть существенные отличия от списков Тутмоса III: например, полностью отсутствует список Уауат. В списке Рамсеса II на южной стене того же здания в Карнаке преобладают «азиатские» народы, то есть жители Палестины, Сирии и сопредельных с ними регионов.

Списки Аменхотепа III из Ком эль-Хаттана — показательный пример «энциклопедического» подхода: помимо многочисленных завоеванных Египтом земель здесь присутствуют Вавилон, Ашшур, Арцава, Крит, Микены и другие.

В списках Сети I и Рамсеса II энциклопедический подход переплетается с «геральдическим», также в этих списках много традиционных представлений, не отражающих историческую реальность. Например, наименования Аси и Аласия (т. е. Кипр) в одном и том же списке обозначают одно и то же: такая путаница возникла в результате ошибочного копирования старых списков.

Совершенно иначе устроен список Шешонка I в Карнаке — в нём около 90% оригинальных элементов, не обнаруживаемых в списках его предшественников; кроме того, некоторые фрагменты списка, по-видимому, отражают реальный маршрут походов Шешонка I.


  • Meek T. J. The Akkadian and Cappadocian Texts from Nuzi // BASOR. 1932. 48. P. 2–5.

Среди клинописных табличек, обнаруженных на памятнике Йорган-Тепе (10 км к юго-западу от современного Киркука, Ирак) американской экспедицией в сезоне раскопок 1930–31 гг., самым уникальным памятником является географическая карта. Архив, в который входит эта табличка, датируется ранним периодом династии Аккада, то есть около 2600 г. до н. э. Таким образом, это древнейшая карта из Месопотамии. Параллельные линии изображают реки, круги — города, также имеются схематические обозначения холмов или гор. На карте сохранились три обозначения сторон света: IM.MIR — «север» (левая сторона), IM.MAR.TU — «запад» (нижняя сторона), IM.KUR — «восток» (верхняя сторона). Интересно, что такая ориентация сторон света практически совпадает с древнееврейской, где север находится слева, а юг — справа.

В центре карты располагается круг, символизирующий участок земли, судя по надписям слева и справа от него:

слева: 10 bur 10 bur LALgán ma4-a — «180+180-6 ику обработанной земли» (354 ику, немногим более 300 акров, около 120 га);

справа: ša-at A-za-la — «принадлежит Азала».

Обозначения городов (круги с вписанными клинописными знаками): в левом верхнем углу: [Gu-zi]-ad; справа от участка земли: Bi-ni-za-[..-..-..]; в левом нижнем углу: MAŠ.GÁN. BÀD Eb-la — «крепость Эбла».

Обозначения водных потоков: слева, рядом с IM.MIR: Gur(?)-gi; в центре: Ra-ḫi-um; справа под городом Bi-ni-za [..-..-..]: [...]-ru-um.

Автор исследования предлагает две возможные интерпретации карты:

  1. На карте изображены Северная Месопотамия и Сирия: города Эбла, Гургум (Южная Анатолия, рядом с Зинджирли), Азалла (оазис около Дамаска), Рахиилу (на среднем Евфрате, в районе Суху, ниже Мари); тогда два горных массива на карте — это Ливанские горы и Загрос, в центре между ними течет Евфрат.

  2. На карте изображена область между горами Загрос и грядой холмов в районе Киркука; реки это Нижний Заб или Радану (современный Эль-Узайм, приток Тигра ниже Нижнего Заба) и Тигр; возможно также, что это ирригационные каналы.

Обе интерпретации возможны, учитывая широкую географию документов архива, но следует учитывать, что первая базируется в основном на топонимах, известных по поздним текстам (Гургум, Азалла, Рахиилу).


  • Michalowski P. Masters of the Four Corners of the Heavens: Views of the Universe in Early Mesopotamian Writings // Geography and Ethnography. Perceptions of the World in Pre-Modern Societies / Ed. by K. A. Raaflaub and R. J. A. Talbert. Oxford, 2010. P. 147-168.

Статья П. Михаловского посвящена не картам, а представлениям жителей Месопотамии о внешнем мире и об окружающих народах в источниках конца III — начала II тыс. до н. э.

Автор статьи отмечает странную особенность знаменитой картой мира из Вавилона (около 900 г. до н. э.): центр мира отмечен на карте, но никак не назван (Вавилон не является геометрическим центром на этой карте), в отличие от многих других элементов изображения. Это контрастирует с образом мира, представленным в вавилонской поэме о творении «Энума Элиш» (создана не ранее 1100 г. до н. э.), согласно которой, в центре мира, вне всяких сомнений, находится Вавилон.

Автор подчеркивает мультикультурный характер месопотамской цивилизации с самого начала её существования, а также постоянные контакты с другими регионами, объясняющиеся, прежде всего, экономическими причинами (потребность в металлах и древесине). Характерно, что распространённый взгляд на царство Аккаде / Аккадскую державу как на гомогенный в культурном отношении организм (единый язык, единые формы искусства), считается автором поверхностным. Однако характер источников этого периода таков, что мы имеем дело почти исключительно с документами царской канцелярии или с документами имперской элиты. Для этого периода характерно представление об Агаде (Аккаде) как о центре мира, axis mundi. Царские эпитеты šar kišsatim («царь всего») и šar kibrāt arba’i / erbettim («царь четырёх сторон света») говорят о том, что цари Аккадской династии считали себя царями вселенной. Вместо представления о себе как «месопотамцах», окружённых большим миром, у них бытовало мнение о себе как большом мире как таковом. П. Михайловски считает, что изображения эпохи царства Аккаде на цилиндрических печатях, а также стела Нарам-Сина говорят о том, что, например, считавшиеся ранее чужими и труднодоступными горы, горные районы и страны, теперь понимаются как часть империи и не воспринимаются как чужие. Об этом свидетельствует и текст «Проклятие Аккаде», изображающий улицы Аккаде, где толкутся «обезьяны и слоны» из далеких концов империи; правда, в этом пост-аккадском памятнике уже ощущается новая, не-аккадская тенденция воспринимать кутиев как варваров, чужих.

Литература эпохи III династии Ура (речь идет об Урукском цикле поэм) рисует совершенно иную картину мира. Люди этой эпохи живут в маленьком мире, ограниченном территорией Шумера и Аккада, этот мир «шумероцентричен», всё чужое воспринимается как культурно несовершенное (например, владыка Аратты не знаком с письмом). Хувава и Анзу — это мифические репрезентации Востока, опасного и желанного для жителей Нижней Месопотамии. В целом, в отношении к Востоку (имеются в виду страны Иранских гор) смешиваются восхищение и страх. Мир в представлении людей этой эпохи географически ограничен, в отличие от безграничного мира эпохи царства Аккаде.


  • Millard A. Cartography in the Ancient Near East // The History of Cartography, Vol. 1: Cartography in Prehistoric, Ancient, and Medieval Europe and the Mediterranean / Ed. by B. Harley and D. Woodward. Chicago, 1987.

Эта обзорная работа посвящена, в основном, картам Древней Месопотамии. Обсуждаются карты разнообразных типов, включая карты домов, дворцов, городов, земельных участков. Лишь небольшая часть публикации посвящена вавилонской «Карте мира», более подробный анализ которой дан в работах У. Горовица (Horowitz, 1988; 1998).


  • O’Connor D. Egypt, 1552-664 BC // The Cambridge History of Africa. Vol. 1. Cambridge, 1982. [Appendix: The toponyms of Nubia and of contiguous regions in the New Kingdom, pp. 923-940]

В разделе «Карта Нубии и сопредельных регионов периода Нового царства» автор анализирует содержание топографического списка Тутмоса III, сохранившегося на пилонах храма в Карнаке. Одна из проблем этого списка — являются ли топонимы Куш (№ 1), Уауат (№ 24), Пунт (№ 48) и Меджа (№ 78) названиями отдельных местностей или заголовками разделов списка. Cудя по другим, в основном, более ранним публикациям, эти топонимы понимались как заголовки (Brugsch 1882; Zyhlarz 1958; Edel 1983).


  • O’Connor D. From Topography to Cosmos // Ancient Perspectives: Maps and Their Place in Mesopotamia, Egypt, Greece, and Rome / Ed. by R. J. A. Talbert. Chicago—London, 2012. P. 47-79.
  • Epigraphic Survey. The Battle Reliefs of King Sety I (Reliefs and Inscriptions at Karnak 4. OIP 107) Chicago, 1985.

Для этой статьи характерен фундаментальный подход к проблеме картографии в Древнем Египте: автор пытается понять, почему в Древнем Египте возникала потребность в картах; с потребностями каких классов общества это может быть связано; почему мы имеем именно те источники, которые имеем (подчёркивается специфический характер раскопок в Древнем Египте). 

Д. О’Коннор обсуждает следующие памятники:

  1. изображение битвы Рамсеса II (около 1279–1213 гг. до н. э.) при Кадеше в храме Рамсеса II в Абу Симбеле;

  2. изображение морского пути в Пунт и самой страны Пунт на стене храма Хатшепсут (около 1458–1437 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри;

  3. «Карта мира» Сети I (около 1290–1279 гг. до н. э.) на стене храма Карнакского храма;
    Туринская папирусная карта, изображающая Вади Хаммамат;

  4. «Книга Файюма» на папирусных листах — «мифологизированная» карта Файюмского оазиса.

Отмечается, что для квази-карт на стенах храмов характерно разделение изображений на регистры.

«Карта мира» Сети I (Murnane, 1990) — один из целого ряда аналогичных памятников Нового царства (Kitchen, 2009). Этот рельеф находится вокруг северного входа в большой гипостильный зал Карнакского храма. Он представляет собой несколько рядов топографических списков, расположенных слева и справа от изображений самого Сети I. Под сценами, рисующими Сети I, поражающего врагов, размещены изображения персонификации города Фивы (богиня Фив появляется также на рельефе Рамсеса III в Мединет-Хабу) и бога Дедуна (Дедвена), символизирующие стороны света: слева изображена богиня Фив, обозначающая восток, а также север; справа — Дедвен, символизирующий запад, а также юг. Д. О’Коннор подчёркивает, что эти символические фигуры указывают на то, что Сети I владеет всем миром, всеми четырьмя частями света.


Ряды списков слева от ворот (последовательность предложена автором статьи):

1-й снизу: регионы к востоку от Египта, поход против бедуинов шасу;

2-й снизу: регионы к востоку от Египта, поход против Иеонама, Израиль (либо Телль эль-Абейдийя к северу от оз. Хула, либо Телль эн-На’ам у южного берега Тивериадского озера, либо Телль эш-Шихаб в Сирии, между г. Дар’а и оз. Киннерет);

3-й снизу: регионы, предположительно, к югу от Египта (страна Ирем).

Ряды справа от ворот:

1-й сверху: регионы севернее Израиля, поход на Кадеш и Амурру;

2-й сверху: Ливия, поход на Ливию;

3-й сверху: регионы севернее Израиля, поход на хеттов.

Как считает автор статьи, такая последовательность отражает степень удалённости соответствующих регионов от Египта, то есть слева внизу отображены самые близкие местности к Египту, а справа внизу — самые далёкие.«Книга Файюма» интересна тем, что в ней, помимо локального плана Файюма, имеются изображения и мотивы, как бы вписывающие эту местность в космос. Так, Меридово озеро показано как место нового рождения бога Ра, таким образом, Файюм воспринимается как центр мира.


  • Ranson C. L. A Late Egyptian Sarcophagus // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art. 1914. 9. P. 112-20.

Саркофаг, принадлежащий Верешнеферу, из титулов которого ясно, что он был жрецом богини Мут, был найден в Саккаре. Еще до поступления в Музей Метрополитен была определена его датировка эпохой XXX династии (IV в. до н. э.). Автор обращает внимание, что этот саркофаг похож на саркофаги Нектанеба I и Нектанеба II.

На самом саркофаге Верешнефера расположен текст «Книги нижнего мира», самый ранний образец которой известен по саркофагу Рамсеса III (около 1184–1153 гг. до н. э.). На крышке саркофага Верешнефера находится изображение, которое включает мотивы, хорошо известные по многим аналогичным памятникам, включая потолки гробниц. В частности, там изображена богиня неба Нут в характерной изогнутой позиции, через тело которой двигается солнце. Как теперь уже ясно из более поздних работ, уникальным для этого изображения является композиция, заключённая в круг и располагающаяся под изогнутым телом Нут. Автор статьи отмечает, что здесь расположены штандарты номов Египта, многочисленные фигуры, а также богини Запада и Востока.


  • Rochberg F. The Expression of Terrestrial and Celestial Order in Ancient Mesopotamia // Ancient Perspectives: Maps and Their Place in Mesopotamia, Egypt, Greece, and Rome / Ed. by R. J. A. Talbert. Chicago—London, 2012. P. 9–46.

В работе Ф. Рохберг, известного специалиста по астрономии и астрологии Древней Месопотамии, обсуждаются лишь наиболее важные для истории картографии источники, в отличие от статьи В. Рёллига в «Reallexikon der Assyriologie», в задачи которого входило дать исчерпывающий отчет о всех известных науке клинописных картах.

Данная работа состоит из трех частей: I. Введение, II. Земной ландшафт, III. Небесный ландшафт. Во Введении автор подчеркивает, что месопотамские карты — это карты в самом настоящем смысле этого термина, в отличие от карт, создававшихся для путешественников и являвшихся, по сути, обозначениями маршрутов (по-видимому, имеются в виду некоторые средневековые карты). Примечательная черта месопотамской картографии состоит в том, что её главным объектом являлась не столько земля и земной ландшафт, сколько собственность в разных смыслах. Сохранность источников такова, что пока невозможно говорить о непрерывной традиции месопотамской картографии и нельзя проследить развитие картографической техники.

Практическая география существовала в форме итинерариев, известных со старовавилонского времени. Важнейшая мера длины bēru применялась как для измерения земного ландшафта, так и для расстояний на небе; bēru примерно соответствует расстоянию, покрываемому за два часа ходьбы.

В разделе, посвящённом картографии земных объектов рассматриваются: 1) планы домов и участков земли, 2) планы храмов, 3) планы полей и кадастровые карты, 4) планы городов, 5) карты регионов, 6) вавилонская «карта мира», 7) итинерарии.

Древнейшая, по-видимому, региональная карта была найдена при раскопках древнего Гасура, позднее называвшегося Нузи (Йорган-Тепе, в 10 км к юго-западу от современного Киркука, Ирак). Карта археологически датирована эпохой династии Аккаде. По краям карты обозначены стороны света: наверху — восток (IM.KUR — «горный ветер»), внизу — запад (IM.MAR.TU — «западный ветер»), слева — север (IM.MIR), обозначение юга не сохранилось. В центре карты находится небольшой круг, надпись по краям которого сообщает, что это поместье площадью 354 ику, принадлежащее Азале (пока неясно, является ли это наименование топонимом или антропонимом). По-видимому, карта была создана, чтобы обозначить положение этого поместья. На карте символически обозначены горы (рисунки холмов) и реки (ряды параллельных линий). Т. Мик предположил, что карта изображает пространство между горами Загрос и холмами в районе Киркука; схематические изображения водных потоков могут указывать на Нижний (Малый) Заб, Радану и Тигр; по другой интерпретации, это не реки, а ирригационные каналы.

В левом нижнем углу карты расположен круг, в который вписан единственный полностью сохранившийся топоним MAŠ.GÁN. BÀD Eb-la (= maškan dūr Ebla) — «крепость Эбла». Известен целый ряд топонимов, построенных с элементом maškanu — «место» (CAD X, 370). Согласно В. Рёллигу, BÀD Eb-la соответствует тому, что в более поздних текстах из Нузи обозначалось как Dūr-Ubla — «крепость Убла». М. Астур пишет, что это ни в коем случае не сирийская Эбла, а так называемая транстигридская Эбла — топоним, известный по нескольким источникам от староаккадского до новоассирийского времени (Astour, 2002, p. 65, n. 57). Этот вопрос был также поднят в другой статье (Freedman, 1977). Н. Фридман обращает внимание на то, что если это сирийская Эбла, то карта должна быть интерпретирована не как карта земельного участка, а как маршрутная карта. Интересно также учесть, как обозначены стороны света на карте (север — справа, запад — внизу): Эбла оказывается на северо-западе, что согласуется с направлением к сирийской Эбле.

В целом, обзор Ф. Рохберг показывает, что в понимании этой уникальной карты остаётся ещё много неясного.


  • Röllig W. Landkarten // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Bd. 6. Berlin, 1980-83. S. 464-67.

Возникновение картографии в Месопотамии связывается автором с необходимостью делать кадастры (поземельные книги). На момент написания статьи было известно 12 карт, из них 5 — планы городов. Самая ранняя карта, найденная в Нузи (Йорган Тепе), датируется эпохой династии Аккаде (около 2340–2154 гг. до н. э.), на ней изображена местность вокруг Нузи; изображены горы, река и населённые пункты с их наименованиями. На этой карте и на фрагментах из Телло эпохи II династии Лагаша (около 2136—2109/4 гг. до н. э.) запад расположен внизу, а север — слева. В целом, очевидно, что ориентации карт разнообразны.

К средневавилонскому времени относятся: два плана г. Ниппура (на одном из них снизу располагается юго-восток) и два плана местностей в районе Ниппура с обозначениями каналов, улиц, дорог и зданий. Из библиотеки Тиглатпаласара I (1115–1076 гг. до н. э.) известен фрагмент, по-видимому, большой карты, которая, вероятно, располагалась на шести табличках; сохранилось изображение излучины Евфрата с обозначением военного лагеря (karāšum).

Остальные карты относятся к I тыс. до н. э.: это два фрагмента планов г. Вавилона, план г. Урука и «Карта мира», подробно исследованная впоследствии в работах У. Горовица (Horovitz, 1988; 1998). Изображённый в центре «Карты мира» земной диск окружён водным пространством, в четырёх местах обозначенным как marratu «горькая (река)»; вероятно, речь идет о лагунах Персидского залива и о Средиземном море, известных в Месопотамии как «Нижнее» и «Верхнее» моря. Пересекающая диск полоса, никак не надписанная, видимо, символизирует реку Евфрат; справа от реки отходит, скорее всего, канал. Обозначены города Вивилон, Ашшур, Хаббан, Дер. «Горы» (šadû) указывают на горы Тавра. Изображение земного диска и окружающего его моря обрамляют треугольники, обозначенные как nagû — «район» или «остров» (?). На карте их видно четыре, но автор статьи предполагает, что их должно быть восемь. На табличке с обеих сторон имеются тексты, которые, согласно обзору В. Рёллига, не принято рассматривать как части одного текста: связь между ними не ясна. Текст на лицевой стороне таблички (там же, где и карта) упоминает редкие наименования зверей, Утнапиштима, Саргона и Нур-Дагана. В тексте на обратной стороне таблички обсуждаются загадочные «районы» nagû, но сохранность текста плохая. Колофон сообщает только имя переписчика и ничего не говорит об авторстве текста. Обзор В. Рёллига интересен тем, что в нем отражено состояние изученности проблемы перед появлением важнейшего исследования У. Горовица о вавилонской «Карте мира» (Horowitz, 1988).


  • Scott G. D. Ancient Egyptian Art at Yale. Yale university art gallery, 1986.

Данная интерпретация фрагмента облицовки стены из Музея естественной истории Пибоди в Йеле в целом следует публикации Ж. Клера (Clére, 1958). В отличие от работы Ж. Клера, здесь даны более узкие границы датировки: 525–341 гг. до н. э. (XXVII–XXX династии). На данном памятнике нет имён окружающих Египет народов, но есть их изображения. В нижнем правом углу находится картуш с названием региона. По-видимому, это «фонтан Хора» (ḳbḥ Ḥr) — полумифическая местность, ассоциирующаяся в северо-западными границами египетского «мира». У такого обозначения чужеземных стран есть прецеденты: обратная сторона палетки Нармера, списки Тутмоса III в Карнаке. Не исключено, что рельеф из Йеля является фрагментом крышки саркофага.


  • Shore A. Egyptian Cartography // The History of Cartography. Vol. 1: Cartography in Prehistoric, Ancient, and Medieval Europe and the Mediterranean / Ed. B. Harley and D. Woodward. Chicago, 1987.

Среди карт Древнего Египта имеются карты садов, земельных участков, каналов, планы гробниц и т. п. Основное внимание уделено карте местности Вади Хаммамат, хранящейся в Турине. Особую категорию составляют планы мифических пространств, сопровождающие такие тексты как «Книга двух путей». К «религиозной» географии относятся и популярные в период Нового царства изображения вселенной, помещённые между фигурами Нут и Геба (см. илл. Keel, 1997, а также варианты этого мотива на страницах 32–34). Интересная модификация этого мотива, по-видимому, возникшая под иностранным влиянием, обнаруживается на крышке саркофага Верешнефера из Музея Метрополитен в Нью-Йорке (Ranson, 1914; Clére, 1958; Scott, 1986): между Нут и Гебом расположено изображение Египта и окружающих его стран — своеобразная карта мира.


На верхнем фото: вавилонская «Карта мира» (автор фото: Osama Shukir Muhammed Amin)