ИЕРУСАЛИМ
16.02.2017

ИЕРУСАЛИМ

Города древности

Иерусалим (Jerusalem, евр. Йерушалаим, Yerushalayim) — один из древнейших городов мира, столица и важнейший религиозный центр Израиля, расположенный неподалеку от западной границы Иудейской пустыни. В древности Иерусалим был крупным ханаанейским центром, затем стал столицей объединенного Израильского царства, а после его распада — главным городом Иудеи.

С археологической точки зрения город состоит из трех частей: библейский Город Давида на холме Офел, Старый город, окруженный турецкими стенами XVI в. н. э., и территория вне стен, включая Масличную гору.

City of David, Jerusalem P1110566 (5922192942)

Современный вид на Город Давида

Люди селились здесь уже в середине IV тыс. до н. э., о чем свидетельствуют найденные захоронения и керамика. В XVIII-XVII в. до н. э. на холме Офел вырос город, обнесенный стеной. Он стоял на стратегически важном пути, проходившем с юга на север по Иудейским горам и долине реки Иордан.

Иерусалим впервые упоминается в египетских источниках XIX в. до н. э., а затем появляется в них лишь в середине XIV в. до н. э. Вероятно, после военных походов Тутмоса III (1479-1425 г. до н. э.), подчинившего себе весь этот регион, местные цари, как и правители других ханаанейских городов, находились под властью Египта. При раскопках здесь обнаружено немало предметов египетского происхождения, хотя, конечно, их меньше, чем в городах, находившихся на побережье или на важных торговых путях.

В Амарнском архиве сохранилось несколько клинописных табличек с письмами иерусалимского царя Абди-Хебы египетским фараонам Аменхотепу III (1390-1352 г. до н. э.) и Аменхотепу IV (Эхнатону) (1352-1336 г. до н. э.). Абди-Хеба сетует на набеги разбойников хапиру и просит, чтобы войска фараона встали на его защиту. Он жалуется на соседних ханаанейских правителей и высказывает недовольство тем, что его резиденция была разграблена нубийцами, входившими в состав стоявшего в Иерусалиме египетского гарнизона. Эти документы свидетельствуют о важной роли Иерусалима в подвластном египтянам Ханаане и характеризуют нестабильность, царившую в этом регионе в середине XIV в. до н. э.

Amarna letter mp3h8878

Амарнская клинописная табличка

В конце II тыс. до н. э. на юго-восточном холме (который позднее станет Городом Давида) был возведен ряд террас, образующих большую искусственную насыпь. Вероятно, на этом основании стояла крепость или дворец царей-ханаанеев (хотя в целом этнический состав населения Иерусалима той эпохи не вполне ясен). В период правления царя Давида (Х в. до н. э.), здесь была возведена громадная ярусная постройка — возможно, упоминаемая в Ветхом Завете крепость (2Цар. 5:7).

Ir-david03

Ярусная постройка - предполагаемая "крепость Давида"

Библейские источники рассказывают о взятии Иерусалима Иоавом (1Пар. 11:4-6) и утверждают, что город был отнят у прежнего населения, иевусеев, и именовался Иевусом. Вскоре Давид перенес сюда из Хеврона свою столицу. Также в Иерусалим был перевезен Ковчег Завета, и город стал не только административным и политическим, но и религиозным центром царства.

Сведения об Иерусалиме времен правления Давида довольно скудны. Согласно библейским источникам, сын и наследник Давида Соломон перенес административный центр города к северу, на Храмовую гору. Однако от самой знаменитой постройки этой эпохи — Храма Соломона, описанного в Третьей книге Царств (3Цар. 6) ничего не сохранилось. Здесь до разрушения Храма в 586 г. до н. э. хранился Ковчег Завета (3Цар. 8:1).

Город Давида-дом Ехиеля

Постройки эпохи Первого Храма (X-VI вв. до н. э.)

В 2005 году при раскопках, производившихся Эйлат Мазар, были открыты стены «Большого каменного строения». По мнению некоторых археологов, «Большое каменное строение» является остатками дворца царя Давида.

KDP IMG 4885

Стены «Большого каменного строения» - возможно, дворца Давида

Сохранилось описание и дворца Соломона (3Цар. 7), возведенного между Храмом и Городом Давида, и ныне полностью утраченного.

После смерти Соломона Объединенное Израильское царство распалось, и Иерусалим стал столицей южного Иудейского царства, которым продолжала править династия, основанная Давидом. Около 924 г. до н. э. в Иудею вторгся фараон Шешонк, который разграбил многие города страны и взял с Иерусалима огромный выкуп, практически разоривший город (1Цар. 14:25-26).

До наших дней сохранилась древняя водопроводная система, подававшая в город воду из близлежащих источников. Ее связывают с правившим в конце VIII в. до н. э. иудейским царем Езекией (хотя основания для такой датировки косвенные). Предполагается, что она была построена незадолго до нападения ассирийского царя Синаххериба.

aqueduct.jpg

Остатки системы водоснабжения Иерусалима времен царя Езекии

Хроники также рассказывают о возведении Езекией городских укреплений для защиты постоянных жителей города и многочисленных беженцев из захваченных ассирийцами израильских земель. В 701 г. до н. э. Синаххериб, захвативший к тому времени целый ряд иудейских городов, осадил Иерусалим и запер в нем Езекию. Тем не менее, библейский текст (4Цар. 19:35) утверждает, что Синаххериб был вынужден отказаться от намерения взять город и вернулся в Ниневию.

Canaanite and Israelite walls on Jerusalem's eastern hill B (6388977205)

Стены Иерусалима, возведенные царем Езекией

Спустя век с небольшим, в 598 г. до н. э. Иерусалим осадил вавилонский царь Навуходоносор II. Взяв город, он выслал в Вавилон тогдашнего царя Иудеи Иехонию и 10 000 жителей (4Цар. 24:10-17), посадив на трон своего ставленника Седекию. Тот, однако, вскоре поднял восстание, при подавлении которого Иерусалим был полностью разрушен вавилонскими войсками (586 г. до н. э.). Храм Соломона был уничтожен, почти все население Иудеи депортировано (4 Цар. 24:20-25:21). С этого времени начался продолжавшийся почти полвека период Вавилонского пленения, пока в 539 г. до н. э. персидский царь Кир II не захватил Вавилон и не объявил спустя год, что евреям позволено вернуться на родину. Кир своим указом также разрешил им восстановить иерусалимский храм, что и было сделано (Езд. 1:3, 6:2-5). В книге Неемии (Неем. 3) описывается реконструкция города и строительство новых стен. По-видимому, это происходило в правление персидского царя Артаксеркса I (465-424 г. до н. э.). Об Иерусалиме со времени его восстановления до восстания Маккавеев против господства Селевкидов в середине II в. до н. э. почти ничего неизвестно ни по письменным источникам, ни по археологическим данным.

Jerusalem Modell BW 2

Модель Иерусалима в период Второго Храма (516 г. до н. э. - 70 г. н .э.)

В 63 г. до н. э. город захватили римляне, сделавшие его центром протектората Иудея. В конце того же столетия Иерусалим пережил кратковременный подъем в правление Ирода Великого (37-4 г. до н. э.), который расширил город, возвел здесь роскошный царский дворец и перестроил Второй Храм. После его смерти город процветал еще несколько десятилетий, пока в 66 г. н. э. в Иудее не началось антиримское восстание (т. н. Первая Иудейская война). В 70 г. римские войска окружили город и после пятимесячной осады захватили и сожгли сначала Храм, а затем и верхний город. Большая часть жителей погибла, а сам город был полностью разрушен.

Francesco Hayez 017

Франческо Айец (1791-1882) «Разрушение Иерусалимского Храма»

В 130 г. император Адриан приказал возвести на этом месте римскую колонию, которая получила название Элия Капитолина. На месте иудейского храма был сооружен храм Юпитера. В IV в., когда земли Израиля перешли под власть византийского императора Константина I, в городе стали возводиться христианские храмы. В 335 г. на месте предполагаемого захоронения Иисуса была поставлена церковь Гроба Господня.

Excavations at the Pool of Bethesda showing the ruins of the Temple of Serapis with a column from an early Christian church, Aelia Capitolina (15522624480)

Руины храма Сераписа в Элии Капитолине

В 614 г. город осадили и взяли персы, в 629 г. им вновь завладели византийцы, а в 638 г. он был сдан без боя войску арабского халифа Омара ибн аль-Хаттаба. В конце VII в. на Храмовой горе была построена мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы»), в VIII в. к ней добавилась мечеть Аль-Акса. Однако после переноса резиденции халифов в Рамлу (716 г.) и воцарения династии Аббасидов (750 г.), избравшей своей столицей Багдад, Иерусалим утратил прежнее значение и стал приходить в упадок.

Israel-2013(2)-Aerial-Jerusalem-Temple Mount-Al-Aqsa and Dome of the Rock (SE exposure)

Современный вид Храмовой горы с мечетями  Куббат ас-Сахра и Аль-Акса