Реконструированы ранние этапы строительства храмового комплекса в Карнаке
13.07.2021

Реконструированы ранние этапы строительства храмового комплекса в Карнаке

История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением русла Нила к западу.

Геоархеологические исследования помогли реконструировать ранние стадии существования важнейшего религиозно-политического центра Древнего Египта — Карнакского храмового комплекса. История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением русла Нила к западу. По мере того как река освобождала новые участки, небольшое поселение, возникшее на одном из островов, расширялось и при правителях XI династии, начавших здесь монументальное храмовое строительство, превратилось в главную часть новой столицы Египта — города Фивы.

Современный Карнак — это небольшой городок в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, лежащий примерно на 2,5 км севернее Луксора. В древности здесь располагался крупнейший храмовый комплекс — Ипет-Исут («Совершеннейшее место»), — главную роль в котором играл культ бога Амона-Ра, также здесь функционировали святилища некоторых других божеств. Карнакское святилище, сделавшись частью непрерывно растущего города Фивы, расширялось на протяжении многих веков, с конца III тыс. до н. э. (начало Среднего царства) и вплоть до завершения Птолемеевской эпохи в I в. до н. э. Почти всё это время оно было средоточием главного государственного религиозного культа и центром политической консолидации страны.

Поскольку Карнакский комплекс многократно обновлялся и дополнялся новыми храмами, от первоначальной застройки, которая существовала здесь в последние века III тыс. до н. э., мало что сохранилось. Самое древнее сакральное сооружение на территории Карнака предположительно было воздвигнуто фиванским правителем XI династии Иниотефом (Интефом, или Антефом) II — дедом основателя Среднего царства Ментухотепа II, объединившего страну после кризиса Первого переходного периода. От него в восточной части комплекса сохранился лишь фрагмент восьмиугольной колонны из песчаника с упоминанием бога Амона. Эта постройка датируется приблизительно первой половиной XXI в. до н. э.

По-видимому, уже в ранний период своего существования в религиозных представлениях египтян район Карнака был связан с сакральным пространством западного берега Нила, так как находился прямо напротив скалистой долины Дейр-эль-Бахри, с глубокой древности служившей местом почитания Хатхор — одной из ипостасей Богини-матери. В середине XXI в. до н. э. в Дейр-эль-Бахри воздвиг свой заупокойный храм Ментухотеп II, а шестью столетиями позднее его примеру последовали фараоны XVIII династии Хатшепсут и Тутмос III.

Главная часть комплекса в Карнаке — святилище Амона-Ра — возникло ещё в эпоху Среднего царства при Сенусерте I (XX в. до н. э.) и изначально стояло на оси, проходящей через центр священной долины, расположенной по другую сторону реки. Но самые древние храмы, по-видимому, были посвящены другим местным божествам, почитавшимся задолго до Амона, — Мут (ещё одному проявлению Богини-матери) и Монту — связанному с солнечным культом богу войны.

Следы небольшого поселения, с которым, возможно, были связаны эти первые святилища, археологи идентифицировали на холме к югу — юго-востоку от храма Амона-Ра, рядом со священным озером. Это поселение существовало уже в XXIII–XXII вв. до н. э., во время Первого переходного периода, и, возможно, в конце Древнего царства. Геофизические исследования и анализ фрагментов керамики, обнаруженных в отобранных при бурении кернах, показали, что заселенный холм в это время, по-видимому, представлял собой остров, как и некоторые другие участки Карнакского комплекса, например в районе храма Опет на юго-западе.

Комплексные геоархеологические раскопки, предпринятые группой французских и египетских ученых во главе с Гийомом Шарлу из Национального центра научных исследований во Франции, помогли установить, когда и как началось расширение Карнака, и сопоставить этот процесс с ходом исторических событий. Исследования проводились в районе небольшого храма «мемфисской триады» (богов Птаха, Сехмет и Нефертума), расположенном к северу от главного святилища. Раскопки выявили в слое мощностью около 5 м 30 различных археологических фаз, включая самую раннюю, ниже которой следов человеческого присутствия нет. Строение подстилающего горизонта, который отличается общим уклоном к северо-западу, было изучено с помощью бурения.


b6d90bc844d930c9be33c86700d976e8.jpg

Раскопки в районе храма Птаха, Сехмет и Нефертума (фото: Guillaume Charloux)


Учёные построили стратиграфический разрез, демонстрирующий распределение слоев субстрата рядом с храмом Птаха на глубину до 10 м. Самый нижний слой образован отложениями речного песка, которые перекрывает намывной вал, сформировавшийся из илистых наносов при разливах Нила. В этом илистом слое археологи нашли первое свидетельство человеческого присутствия — остатки очага, датируемые, вероятнее всего, серединой XXII в. до н. э., то есть эпохой Первого переходного периода, предшествовавшей становлению Среднего царства). На следующем уровне в ветровых песчаных наносах были найдены осколки чаш, датируемые поздним периодом Древнего царства (приблизительно XXIII в. до н. э.). Они происходят из открытого ранее местонахождения в юго-восточной части комплекса.

Первое свидетельство постоянного пребывания людей в районе будущего храма Птаха — остатки строения из сырцового кирпича — относится ко второй половине ΧΧΙ — первой половине ΧΧ вв. до н. э., то есть ко времени, когда фараоны поздней XI и ранней XII династий уже распространяли свою власть на объединенный Египет. Учёные выделили в истории этой постройки 7 последовательных архитектурных фаз общей продолжительностью около 100 лет и предположили, что сооружение было одним из древнейших храмов Карнака. Для того чтобы приступить к его возведению на невысоком острове, строители должны были иметь основания если не для уверенности, то хотя бы для надежды на то, что ежегодный разлив Нила не уничтожит их творение. Следовательно, берег реки к этому времени отступил.


ed23b30666fd61cc30b031b37b0d1e65.jpg

Реконструкция изменений ландшафта в эпоху возникновения Карнакского комплекса


Объединив результаты своих раскопок с данными предыдущих исследований, Гийом Шарлу и его коллеги реконструировали историю изменений ландшафта в Карнаке и освоения его людьми в конце III тыс. до н. э.. Естественный холм в юго-восточной части комплекса, по-видимому, представлял собой остров, тянувшийся по оси юго-запад — северо-восток. В середине XXIII в. до н. э. здесь могло появиться поселение, и его развитию благоприятствовало постепенное отступление реки. Спустя столетие от воды уже освободилась значительная территория. Она включала участок, на котором позднее выросли храм Птаха и главный храм Амона-Ра (за исключением западной части, где в XIII в. до н. э., при Сети I и Рамсесе II, был построен Большой гипостильный зал). К этому времени восходит появление первого очага в районе храма Птаха.

Очевидно, люди стремились занять освобождаемые рекой земли, но на первых порах они должны были сильно страдать от наводнений при разливах, так как высота острова была невелика. Расчёты показывают, что она превышала средний уровень воды в Ниле всего на 0,70 м. Это задерживало освоение острова, о чём говорят перекрытые песком илистые отложения поверх очага. Вероятно, по причине наводнений оставался необитаемым островок в районе храма Опет.

Тем не менее, берег продолжал отступать, и ещё примерно через сто лет, в середине XXI в. до н. э., около будущего святилища Птаха велось строительство из кирпича-сырца, а в восточной части комплекса уже была воздвигнута колонна Иниотефа II. Исследователи полагают, что приток населения в Карнак был связан с представлениями об особой святости места, и фиванские правители XI династии поощряли и даже направляли этот процесс, разворачивая храмовое строительство по мере своего усиления. Этому способствовала неуклонная миграция нильского русла к западу. Позднее, когда фараоны XII династии переселились на север, построив в районе Файюма новую столицу Ити-Тауи, Карнак не только сохранил статус важного религиозного центра, на который опиралась верховная власть, но и продолжал развиваться, превратившись в итоге в главное святилище Египта.

На верхнем фото: вид на Карнакский храм со стороны Священного озера (автор фото: Taranis Iuppiter)

Источник: N + 1