Учёные исследовали мумию в глиняном панцире
09.02.2021

Учёные исследовали мумию в глиняном панцире

Ещё в древности испорченную мумию покрыли глиной, чтобы починить.

Исследование мумии эпохи XX династии (1189-1077 гг. до н. э.), проведённое специалистами из музея Университета Сиднея, выявило, что между слоями льняных полотнищ она была покрыта глиняным панцирем.

Неповрежденная мумия в расписном деревянном гробу была приобретена австралийским хирургом английского происхождения, антикваром и членом парламента сэром Чарльзом Николсоном во время его поездки в Египет в 1856–1887 гг. — скорее всего, в Луксоре. В 1860 г. он подарил гроб с мумией вместе с остальной частью своей коллекции, состоявшей из более 1000 древних артефактов, Сиднейскому университету.

Надпись на крышке гроба называет его владелицей женщину по имени Меруа. По стилю исполнения специалисты отнесли саркофаг примерно к 1000 г. до н. э., но недавнее исследование льняных полотен, в которые была завёрнута мумия, датирует саму мумию примерно 1200 г. до н. э. Вероятно, торговец древностями, у которого сэр Чарльз Николсон сделал покупку, положил внутрь гроба не связанную с ним мумию. В те времена это было обычной практикой, так как коллекционеры предпочитали приобретать саркофаги и мумии «комплектом».


Mummy-and-coffin.jpg


Компьютерная томография показала, что глина наносилась пластами, в некоторых местах — в несколько слоёв. В затвердевшей глине, покрывавшей мумию, выявлены мелкие частицы органического материала, возможно, соломы. На одном из фрагментов виден отпечаток текстиля, что указывает на то, что глина наносилась на льняные полотнища влажной.

На глиняном панцире имеются дефекты — именно в тех местах, где отмечены повреждения скелета: в правой части грудины, в области головки бедренной кости правой ноги, на левом колене и голени. Исследователи предположили, что тело было повреждено вскоре после мумификации и, чтобы починить, его покрыли глиняной оболочкой. Возможно, мумию испортили грабители гробниц, искавшие среди погребальных пелен драгоценные амулеты и украшения.

Идея соблюдения целостности тела умершего была очень важна для древних египтян. Подобно богу Осирису, убитому и расчленённому, но затем вновь собранному воедино своей сестрой и супругой Исидой, покойный мог надеяться на продолжение существования в загробной жизни лишь при условии сохранения физической оболочки.

Ранее учёные уже находили мумии, покрытые слоями затвердевшей смолы хвойных деревьев — например, в обнаруженном в 2018 г. саркофаге жреца храма Амона в Карнаке по имени Джедхонсу-эф-анх. Данная традиция тоже была направлена на дополнительную защиту тела, а также была связана с культом Осириса. В древнеегипетских текстах этого бога нередко именовали «чёрным», а на росписях и рельефах он зачастую изображался в виде мумии чёрного цвета. Однако использовать для бальзамирования дорогие импортные смолы могли себе позволить лишь богатые и высокопоставленные люди. Использование глиняного панциря может в какой-то степени быть подражанием погребальным традициям элит.

Источник: The History Blog