АМАРНА (АХЕТАТОН)
19.03.2020
АМАРНА (АХЕТАТОН)
Города древности

Амарна (Тель эль-Амарна) — комплекс памятников, оставшихся от древнеегипетского города Ахетатон, построенного фараоном Эхнатоном (Аменхотепом IV). Располагается на восточном берегу Нила неподалёку от города Маллави, примерно в 300 км южнее Каира.

Пустынная местность, с одной стороны защищённая горами, а с другой прилегающая к сельскохозяйственным угодьям, в XIV в. до н. э. была выбрана фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном) для реализации весьма амбициозного плана. Он решил построить здесь новую столицу, город, который стал бы центром поклонения новому богу Атону. К тому моменту фараон уже принял новое имя, нарёк себя Эхнатоном и разорвал все связи со жрецами традиционных египетских культов. Поэтому для строительства города, ставшего символом обновления, было выбрано место, не имевшее никакой связи с прежними божествами. Эта территория находилась на равном удалении от Фив и древнего Мемфиса и никогда не была посвящена никому из египетских богов.


Amarna_2.jpg

Реконструированная карта Ахетатона периода расцвета


Строительство Ахетатона велось бурными темпами — менее 10 лет понадобилось, чтобы возвести основные постройки, включая дворец фараона и храмовый комплекс. Городская территория включала в себя и плодородные земли на левом берегу Нила. По периметру город окружали вырубленные в скалах пограничные стелы с вырезанными на них предостережениями и изображениями фараона, его супруги Нефертити и дочерей. Стелы возводились в разные годы правления Эхнатона, по ним можно проследить взросление царских дочерей. Интересно, что на одной из них высечен текст клятвы, в которой фараон даёт обещание оставить границы города неизменными и не расширять его.


Amarna stele3

Одна из граничных стел Эхнатона


После кончины фараона-еретика Ахетатон ждала печальная участь — город оказался заброшен, столица вернулась в Фивы, а святилище Атона разрушили по приказу фараона Хоремхеба.

Так называемый Амарнский период оказал большое влияние на культуру Египта, несмотря на то, что он не был продолжительным. Правление Эхнатона сопровождалось ломкой старых канонов искусства и выработкой уникального нового художественного стиля. Амарнскому искусству свойственна реалистичность, временами переходящая в натурализм и в то же время символизм. Этот стиль демонстрирует динамику, гибкость линий и чувственность, столь сильно выделяющиеся на фоне монументальнности традиционного канона древнеегипетского искусства. Для Амарнского периода характерны реалистичные изображения не только фауны и флоры, но и правящих особ. Фараона Эхнатона часто изображают вместе с женой и дочерьми, в подчеркнуто домашних сценах, демонстрирующих атмосферу нежной привязанности друг к другу членов царской семьи.


Akhenaten, Nefertiri and three daughers beneath the Aten - Neues Museum - Berlin - Germany 2017 (cropped)

Рельеф, изображающий фараона Эхнатона с царицей Нефертити и их двумя дочерьми


Важнейшим источником по истории всего Ближневосточного региона в XIV в. до н. э. является крупный дипломатический архив клинописных глиняных табличек, найденный в Амарне. Таблички содержат уникальные сведения о взаимоотношениях Египта с Вавилоном, Хеттским царством, Митанни и городами-государствами Сирии и Палестины.


Amarna letter- Royal Letter from Abi-milku of Tyre to the king of Egypt MET 24.2.12 EGDP021809

Одна из амарнских табличек


Одним из пионеров систематического изучения египетских древностей был Уильям Флиндерс Питри, приступивший к раскопкам в Амарне в 1891 г. Затем в 1893 г. исследованиями скальных гробниц занялся французский исследователь Гастон Масперо. В конце XIX в. в Амарне работал итальянский египтолог Алессандро Барсанти, а также многие другие европейские археологи. В начале XX в. раскопки в Амарне вела экспедиция Немецкого Восточного общества, однако эти работы были на несколько лет прерваны Первой мировой войной. В 1920-х гг. исследования продолжило Общество исследования Египта.


1 (1).jpg

Раскопки в Амарне, 1921 г.


GetImage.jpeg

Раскопки в Амарне, сезон 1930-1931 гг.


Результаты археологических исследований позволили по-новому взглянуть на некоторые весьма противоречивые эпизоды истории Египта. Благодаря обнаружению клинописных текстов удалось не только получить большой массив информации о внешней политике Египта в эпоху XVIII династии, но и реконструировать картину восстания Эхнатона против религиозных традиций, складывавшихся на протяжении многих веков.

Раскопки позволили составить план древнего города, центральная улица которого проходила параллельно Нилу, её пересекали более узкие улочки. В северной части, где к реке подходят горные отроги, возвышался портал, за которым располагался так называемый Северный дворец. Это сооружение, окруженное стеной из сырцового кирпича, представляет особый интерес среди остальных амарнских строений. 


Amarna Nordpalast 05

Северный дворец


Два центральных двора окружали просторные перистильные и гипостильные залы, дворец также имел множество залов меньшей площади и сады, располагавшихся по периметру. Ряд исследователей считает, что юго-восточная часть дворца была отведена под покои супруги фараона.


Ägyptischer Maler um 1360 v. Chr. 002

Фреска, изображающая двух дочерей Эхнатона, из покоев царицы в Северном дворце



В центральной части города, неподалёку от главного святилища, находился ещё один дворец, который служил официальной резиденцией Эхнатона. Он представлял собой два ансамбля, соединённых крытым переходом с балконом, на котором во времена проведения официальных церемоний появлялись Эхнатон и Нефертити. Между двумя частями дворца в направлении двух храмов, располагавшихся по обеим сторонам, проходила улица. Резиденция имела сложную планировку, основные помещения были сосредоточены в центральной части — здесь находился тронный зал, а также большой гипостильный зал и два гарема. Парадные залы, кладовые для хранения припасов, парк с прудом, просторный двор со скульптурами фараона — всё это также располагалось в центральной части дворца. Строительство резиденции, очевидно, осуществлялось в несколько этапов.


By ovedc - Egyptian Museum (Cairo) - 152

Фрагменты расписных полов дворца в Амарне


Среди построек, украшавших улицы Амарны, наиболее интересным является большой храм, воздвигнутый в честь бога Атона. Он представлял собой целый архитектурный комплекс, ориентированный в направлении с запада на восток и охватывавший обширную территорию шириной 275 м и протяжённостью 800 м. Несмотря на то, что стены были разрушены, в результате раскопок удалось реконструировать план храма, и за это археологи должны благодарить древних зодчих, прорубивших фундаментные траншеи в скальном грунте, которые удалось проследить в ходе исследований. Перед закладкой фундамента траншеи засыпали известью, а затем краской наносили на неё контуры всех элементов будущего сооружения. Изображения, высеченные на стенах гробниц Амарны, также позволяют получить достаточно отчетливое представление о внешнем облике храма. 


2020-01-16_00-52-16.png

Реконструкция Большого храма Атона

Храм Атона, состоявший из множества дворов, которые разделялись портиками или пилонами, не имел крыши — это было сделано умышленно, чтобы внутрь проникало максимальное количество солнечного света и находившиеся в нём люди могли поклоняться Солнцу. Каждый из залов храма имел несколько алтарей с сырцовокирпичными цоколями, ориентированными по главной оси храма. Последний из залов именовался Гем-Атон и служил местом, где во время священного обряда должна была происходить встреча с верховным божеством. Храм имел богатое декоративное убранство в виде многочисленных статуй и рельефов. Второй храм Атона в Амарне уступал главному в размерах, но его планировка была практически идентична.


Small aten temple

Малый храм Атона


Частные постройки в Амарне возводились из сырцового кирпича. Жилые дома состоятельных горожан мало чем отличались от дворца фараона, главным образом — более скромными размерами. В них также имелись перистильные и гипостильные залы, а также парки с прудами. Отличительной чертой амарнских строений являлось отсутствие специально отведённых помещений для размещения женской части семьи. Только в одной усадьбе обнаружена отдельная спальня для жены её знатного владельца — визиря Нахта.


Arman-house_A-6-9_©Anna-Hodgkinson.jpg

Частный дом в Ахетатоне (фото: Anna Hodgkinson)


Кварталы, в которых проживали рядовые граждане, ремесленники, располагались на южной окраине города.

Важным открытием во время раскопок Амарны стало обнаружение дома и мастерской, принадлежавших скульптору Тутмосу. Он работал при дворе и выполнял заказы фараона.


Amarna-Haus-des-Thutmosis-2

Руины мастерской Тутмоса


Наиболее яркими находками в мастерской древнего художника стали многочисленные скульптурные изображения. Одно из них принесло мировую славу не только своему создателю, но и совершившим открытие учёным. Речь идёт о найденном 6 декабря 1912 г. Людвигом Борхардтом искусно выполненном бюсте царицы Нефертити, признанным одним из величайших шедевров мирового искусства.


ludwig-borchardt-d627e1e2-ec0c-4b2b-8be2-77c21143ec8-resize-750.jpeg


Nofretete Neues Museum

Бюст царицы Нефертити


Кроме того, в мастерской Тутмоса были найдены ещё несколько каменных статуй жены фараона и его дочерей, маска и бюст самого Аменхотепа IV и другие скульптуры.


FaceOfAnOlderAmarnaWoman-ThutmoseWorkshop MetropolitanMuseum

Портрет пожилой женщины из мастерской Тутмоса


Ещё одно здание, заслуживающее внимания, располагалось в южной части Амарны — дворец Мару Атон. Он принадлежал фараону и имел богатое декоративное убранство. При раскопках археологи обнаружили фрагменты декора с зооморфными изображениями и растительными орнаментами. Третий дворец фараона располагался в северной части города и, как и два других, имел сад с бассейном или прудом. Его так же окружала стена из кирпича.


Ash+6.jpeg

Фрагмент фрески с зооморфными и растительными изображениями из Амарны


К востоку от Амарны были обнаружены высеченные в скалах гробницы, предназначавшиеся для погребения представителей знати. Многие из них имеют богатое убранство. Особый интерес представляет гробница чиновника по имени Хуйа, который являлся казначеем и распорядителем дома супруги фараона Аменхотепа III и матери Аменхотепа IV Тейе. На стенах его гробницы чиновник изображён за исполнением своих обязанностей.


gettyimages-152203641-1024x1024.jpg

Рельеф из гробницы Хуйа


Amarna Nordgräber Merire I. 10

Изображение царской семьи в гробнице Мерира I 


Не менее интересны гробницы Мерира I, верховного жреца Атона, а также важного сановника Эйе, который позднее стал фараоном, сменив на троне знаменитого Тутанхамона (сына или близкого родственника Аменхотепа IV). 


Berlín cabeza Amarna 01

Бюст из Амарны, приписываемый Эйе


Ay receiving the Gold of Honor

Рельеф из гробницы Эйе, изображающий его во время религиозной церемонии


После смерти Эхнатона царская династия оставалась в Ахетатоне ещё несколько лет, затем город был заброшен. Пришедший к власти после смерти Эйе Хоремхеб приказал разрушить город Атона, чтобы стереть любые напоминания о ненавистном ему периоде правления Эхнатона. В более позднее время жизнь здесь так и не возобновилась, лишь в римскую эпоху между городскими руинами и дворцом Мару Атон располагался военный лагерь. Одна из скальных гробниц была прекращена коптами в баптистерий. О городе Атона вновь заговорили лишь спустя несколько тысячелетий благодаря выдающимся открытиям археологов.


На верхнем фото: парное изображение Эхнатона и Нефертити