
ЧАНХУ-ДАРО
Чанху-Даро (Chanhu Daro) — памятник Хараппской цивилизации, расположенный в 130 км южнее Мохенджо-Даро, в 20 км восточнее Инда — на современной карте это территория пакистанской провинции Синд. Многослойное поселение Чанху-Даро сохранило не только слои хараппской эпохи, но и более поздние напластования.
Во времена расцвета хараппской культуры Чанху-Даро играл важную роль, будучи одним из крупнейших городов своего времени. В градостроительном отношении он имел много схожих черт с такими значимыми центрами Индской цивилизации как Хараппа и Мохенджо-Даро. Расположение в пустынной местности не являлось непреодолимым препятствием для жизни в Чанху-Даро, поскольку в древности неподалёку протекала ныне исчезнувшая река Сарасвати. Катаклизмы начались во II тыс. до н. э., когда русло реки начало пересыхать и отсутствие постоянного источника воды заставило жителей города покинуть его. Пересыхание реки Сарасвати многие исследователи считают одной из главных причин полного опустения большого количества поселений, следствием чего стал упадок Хараппской цивилизации в целом.
Территория Чанху-Даро охватывает 5 га, она достаточно подробно изучена археологами. Впервые научный мир узнал о существовании Чанху-Даро в 1930 г., благодаря индийскому археологу Нани Маджумдару, который открыл этот уникальный памятник. В 1935-1936 гг. раскопки продолжил английский археолог Эрнест Маккей.
Раскопки 1935-1936 гг.
В результате исследований Чанху-Даро учёным удалось выделить несколько этапов существования города. Наиболее древние слои датируются периодом с XXIII по XVII вв. до н. э., временем расцвета Хараппской цивилизации.
Сосуд зрелой хараппской культьтуры
На следующем этапе, после некоторого перерыва, Чанху-Даро населяли носители культуры Джхукар, которые жили здесь в период с XVI по XVI вв. до н. э. Затем поселение вновь опустело, а приблизительно в XII-XI вв. до н. э. его заселили носители культуры Джхангар. Исследователи довольно часто привлекают материалы Чанху-Даро, чтобы проиллюстрировать гипотезу о том, что на определённом этапе коренное население долины Инда сменили племена ведических ариев.
Город имел чёткую планировку, в строительстве зданий активно применялся обожжённый кирпич.
Кирпич из Чанху-Даро
Помимо жилых строений в ходе раскопок были обнаружены остатки производственных построек, многие из которых образовывали целые комплексы, найдены также и сооружения, использовавшиеся как склады.
Ремесленное производство в Чанху-Даро находилось на высоком уровне, и исследователи предполагают, что по масштабам оно превосходило Мохенджо-Даро. Считается, что ремесленным производством могло заниматься около половины жителей города.
Отходы обработки раковин
Одним из наиболее ярких открытий археологов стала мастерская, в которой ремесленники Чанху-Даро занимались изготовлением бус, бисера и других украшений. При раскопках мастерской были обнаружены инструменты, заготовки бус и готовые бусины, куски агата и сердолика, использовавшихся в качестве сырья. В мастерской имелась печь.
Обожжённые сердоликовые бусины
Помимо бус и бисера в Чанху-Даро были найдены многочисленные изделия из раковин, стеатита, меди и других металлов — браслеты, сосуды, бритвы, ножи, копья, топоры и другие инструменты. Среди находок — немалое количество медных рыболовных крючков.
Широко представлены изделия из терракоты — миниатюрные терракотовые тележки, свисток в виде птицы. Большой интерес представляют выразительные фигурки танцовщицы и метателя копья.
Одной из наиболее многочисленных категорий находок являются печати, которые изготавливались здесь в большом количестве. Возможно, Чанху-Даро являлся одним из крупных центров изготовления хараппских печатей.
Помимо ремесленного производства, жители Чанху-Даро были хорошо знакомы с сельским хозяйством. Среди возделываемых культур — горох, пшеница, сахарный тростник, а также хлопок, из которого делали ткани, и кунжут, судя по всему, служивший сырьём для получения масла.
Во время раскопок Чанху-Даро были обнаружены и образцы письменности — на многих объектах зафиксирован один и тот же знак, который, по мнению ряда исследователей, может означать название города. Подобное предположение было высказано известным индологом Аско Парполой. Всё это делает Чанху-Даро одним из важнейших и наиболее перспективных для дальнейшего изучения памятников Хараппской цивилизации.
На верхнем фото: сердоликовые бусины из Чанху-Даро (фото: The Metropolitan Museum of Art)