СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КИСЕЛЁВ (1905-1962)
Сергей Владимирович Киселёв (1905-1962) — выдающийся советский археолог, крупный специалист по истории народов Южной Сибири и Центральной Азии в древнейшие времена и эпоху средневековья.
Сергей Владимирович Киселёв родился в г. Мытищи 18 июля 1905 г. Окончив школу, в 1923 г. он поступил в Московский университет, на факультет общественных наук, выбрав специализацию на археологическом отделении. Будучи увлечённым археологией с юных лет, в студенческие годы Сергей Владимирович уже твёрдо знал, какой проблематикой будет заниматься в будущем. Его учителями стали выдающиеся учёные — В. А. Городцов и С. В. Бахрушин. После окончания университета в 1926 г. он получил направление аспирантуру Института археологии и искусствознания РАНИИОН, а вскоре начал работать в Государственном историческом музее, изучая вещевые коллекции, этот опыт имел огромное значение для профессионального роста молодого исследователя.
В 1928 г. состоялась первая экспедиция С. В. Киселёва, которую он провёл на собственные сбережения, отправившись в Минусинскую котловину. По итогам этой работы он позднее опубликовал обзорную статью. В дальнейшем он продолжил раскопки в Южной Сибири, этот регион стал определяющим для его дальнейшей карьеры. Коллеги высоко оценили первые труды С. В. Киселёва, отметив его большой вклад в разработку хронологии минусинских культур эпохи металла.
В 1930 г. состоялась защита кандидатской диссертации Сергея Владимировича, которая была посвящена теме «Минусинский неометалл». В этом же году он начал работать в Институте археологии и искусствознания, став сотрудником Сектора археологии. Одновременно с работой в институте С. В. Киселёв активно продолжал полевые исследования, возглавив Саяно-Алтайскую экспедицию, организованную ГАИМК совместно с ГИМ и рядом сибирских научных организаций. На протяжении двух полевых сезонов он вёл исследования курганов на Алтае, а также предпринял разведки, особо концентрируясь на памятниках археологии в окрестностях села Каракол в долине реки Урсул. В период с 1934 по 1937 гг. С. В. Киселёв вместе с Л. А. Евтюховой провёл масштабные исследовательские работы в рамках обследования территории в зоне строительства Чуйского тракта.
В 1932 г. С. В. Киселёв был принят на должность старшего научного сотрудника Государственной академии истории материальной культуры (Московское отделение), а затем стал действительным членом академии. С этим научным учреждением была связана его творческая жизнь на протяжении многих лет, и после того, как ГАИМК была реорганизована в Институт истории материальной культуры АН СССР в 1937 г., а затем в 1943 г. Московское отделение ИИМК стало Институтом археологии. В период с 1945 по 1951 гг. С. В. Киселёв работал заместителем директора Института археологии, а с 1951 г. и вплоть до своей кончины возглавлял Сектор неолита и бронзы. С 1939 г. Сергей Владимирович преподавал в Московском университете, где вёл обширный курс «Бронзовый век Старого Света», рассчитанный на полтора года, что особенно впечатляло студентов.
В 1946 г. состоялась защита докторской диссертации С. В. Ковалёва, посвящённой теме «Древняя история Южной Сибири». Этот обширный труд получил высочайшую оценку и признание коллег и в 1947 г. был удостоен Ломоносовской премии, а также Сталинской премии 2-ой степени.
В 1946 г. также состоялась научная командировка в Монголию для того, чтобы проработать ряд вопросов в связи с подготовкой издания «Истории Монгольской Народной Республики». В течение двух лет — в 1948-1949 гг. — С. В. Киселёв возглавлял Монгольскую историко-этнографическую экспедицию, организованную совместно Академией наук СССР и Комитетом наук Монгольской республики. В этот период в научной деятельности Сергея Владимировича появилось новое обширное направление, связанное с изучением истории Центральной Азии.
Погрузившись в изучение культуры племён, населявших Алтай в древнейший период, С. В. Киселёв уделял основное внимание проблемам хронологии и периодизации, а также различным аспектам социального развития кочевых народов Горного Алтая. Проведя визуальный осмотр курганов, исследователь предложил разделить их на три группы, впоследствии соотнесённые с различными слоями общества. Так, малые курганы он относил к погребениям рядовых кочевников, средние соотносил с представителями племенной аристократии, а огромные каменные сооружения «курумы», согласно его гипотезе, могли принадлежать вождям. Выделив три вышеперечисленные группы, С. В. Киселёв предпринял попытку соотнести их с памятниками, обнаруженными и исследованными на территории Горного Алтая к концу 1940-х гг. Помимо этого, Сергей Владимирович затронул в своих исследованиях и искусство пазырыкских племён, анализируя отдельные образцы и подчёркивая их связь с распространёнными среди кочевников мифологическими представлениями. Наряду с С. И. Руденко и М. П. Грязновым, С. В. Киселёв проводил параллели между произведениями пазырыкского искусства и искусства государств Передней и Средней Азии, обнаружив наибольшее сходство с ассирийскими и ахеминидскими образцами.
В 1950 и 1959 гг. С. В. Киселёв посетил Китай, где активно изучал археологические материалы из музейных собраний, а также активно занимался просветительской работой и читал лекции по истории и археологии. Тогда же им были подготовлены к публикации две статьи, в которых исследователь анализировал характер взаимодействия евразийских народов в эпоху бронзы и средние века. В 1958 г. Сергей Владимирович был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1962 г. он побывал в Греции и на Кипре, изучая коллекции эпохи энеолита и бронзы в рамках работы над монографией, завершить которую не успел.
Помимо научной деятельности Сергей Владимирович Киселёв уделял много времени подготовке молодых специалистов. Среди его учеников были не только советские студенты, но и представители других стран. Многим молодым учёным он помог найти свой путь в науке, оказывая поддержку и щедро делясь с ними своими обширными знаниями.
Научное наследие С. В. Киселёва насчитывает 126 публикаций, а также многочисленные архивные материалы, которые на протяжении долгого времени оставались незаслуженно забытыми. Многие результаты его раскопок не введены в научный оборот, неизвестными остаются некоторые страницы его биографии, и это, безусловно, является большим упущением. Личность этого выдающегося исследователя, как и его труды, заслуживают самого пристального внимания.
Основные труды:
-
Советская археология Сибири периода металла // Вестник древней истории. 1938. № 1.
-
Саяно-Алтайская археологическая экспедиция в 1937 г. // Вестник древней истории. 1938. № 2.
-
Саяно-Алтайская археологическая экспедиция в 1938 г. // Вестник древней истории. 1939. № 1.
-
Открытия Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1939 г. / С. В. Киселев, Л. А. Евтюхова // Вестник древней истории. 1939. № 4.
-
Находка античных и византийских монет на Алтае // Вестник древней истории. 1940. № 3/4.
-
Алтай в скифское время (майэмирская культура) // Вестник древней истории. 1947. № 2.
-
Древняя история Южной Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. (Материалы и исследования по археологии СССР; № 9).
-
Древняя история Южной Сибири. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1951.