ТИКАЛЬ
Тикаль (Tikal) — крупнейший город майя I тыс. н. э., расположенный на территории современной Гватемалы, в провинции Эль-Петен.
На языке майя название города звучало как Йашкукуль, что в переводе означает «место зелёных пучков». Наименование всего тикальского царства — Кукуль — имеет аналогичные корни.
Вид на Тикаль (фото: Mario Bollini)
Древнейшие следы человеческой деятельности на данной территории датируются IX в. до н. э., а своего расцвета город достиг в VII-VIII вв. н. э., в правление великих правителей — царя Хасав-Чан-К’авиля (682-734 гг.) и его наследника и преемника Йик’ин-Чан-К’авиля (734-746 гг.). Тогда Тикаль представлял собой весьма крупный для своего времени мегаполис, окружённый сельскохозяйственными угодьями. Площадь города на пике развития достигала 8 кв. км, а тесно связанная с ним округа охватывала территорию более 120 кв. км. По оценке известного исследователя В. И. Гуляева, численность населения, проживавшего на данной территории в позднеклассический период, могла превышать 50 тыс. человек. Тикаль являлся центром экономической, религиозной, культурной жизни региона, здесь были сконцентрированы все основные функции, включая ремесленную и торговую.
Иероглифическая надпись на дереве из Храма IV, посвящённая военной победе
царя Йик’ин-Чан-К’авиля в 743 г. (фото: Jose Fernando)
Центральная часть Тикаля представляет собой комплекс из нескольких монументальных ансамблей, размеры каждого из которых сопоставимы с размерами других городов майя классического периода. Эти ансамбли располагаются в нескольких сотнях метров друг от друга. На территории Тикаля было сосредоточено три акрополя, несколько ансамблей пирамид, три стадиона для традиционной игры в мяч. Археологический комплекс также включает в себя и несколько сотен других строений — как религиозного, так и утилитарного назначения. Раскопки на территории Тикаля позволили не только изучить особенности архитектуры древнего города, но и обнаружить более ста монументов, включая более трёх десятков иероглифических стел и несколько резных алтарей, наиболее древний из которых датируется 292 г. н. э., а самый поздний — 889 г.
Маска, украшающая Храм 33 на Северном акрополе (фото: Bjørn Christian Tørrissen)
Тикаль находится на равнине, покрытой тропическим лесом. С востока и с запада к ней примыкают низины бахос, а в 2,5 км к северу протекает река Холмуль. Рядом с городом располагались несколько резервуаров для хранения воды на случай засухи, как имеющих естественное происхождение, так и рукотворных.
Древнейшие следы человеческой деятельности на территории Тикаля зафиксированы на территории южного комплекса, известного как «Затерянный мир». Он датируется VIII в. до н. э. Здесь были обнаружены ритуальные тайники, перекрытые нижними строительными горизонтами. В VIII-VII вв. до н. э. здесь были возведены первые монументальные сооружения.
Спустя некоторое время после возникновения первых сооружений начинается освоение центрального сектора священного участка. При раскопках Северного акрополя археологи обнаружили хозяйственную яму с керамикой, датированную VI в. до н. э. Около 300 г. до н. э. возводится первая версия триадного комплекса, который в последующие столетия многократно перестраивался.
Пирамида 5С-54 - часть комплекса «Затерянный мир» (фото: Simon Burchell)
К доклассическому периоду относятся и ранние горизонты Центрального акрополя. В древнейший период данный комплекс, располагавшийся на границе ритуального центра и сакральной зоны, ещё не был царским дворцом, а являл собой место, где проживали представители привилегированной части общества. В других районах Тикаля также найдены следы построек, возникновение которых можно датировать доклассической эпохой.
Одно из наиболее важных открытий было сделано при раскопках Северного акрополя, где было найдено множество погребений, среди которых особый интерес представляют три. Речь идёт о погребениях 166, 167 и 85, которые датированы I в. н. э. и существенно отличаются от предшествовавших им захоронений. Прослеженное изменение погребального обряда позволило предположить, что общество Тикаля постепенно переходило к социальной дифференциации.
Ряд исследователей склоняется к мысли, что погребение 85 могло принадлежать Йаш-Эб-Шоку — первому известному правителю царства майя и основателю династии Кукуля. У усопшего отсутствовала голова, вместо которой в могилу была помещена маска из жадеита, инкрустированная раковинами и кораллами, имитировавшими глаза и зубы. Вдоль тела погребённого были уложены 26 глиняных сосудов разных типов. Погребальный инвентарь включал в себя изделия из жадеита и раковин, а также шип ската, служивший инструментом при совершении ритуального кровопускания. Также в захоронении были найдены фрагменты бумаги со следами краски, вероятно, представлявшие собой остатки кодекса.
Северный акрополь. Здание в центре - Храм 33 над гробницей 48,
связываемой с царём Сьях-Чан-К’авилем II (фото: Peter Andersen)
О раннем классическом периоде в Тикале можно судить по материалам царских погребений и эпиграфическим материалам. В III-VI вв. Тикаль растёт и укрепляется, его влияние в регионе значительно усиливается. Упрочняются позиции правящей династии, каждый из представителей которой находится у власти в течение длительного времени. С конца I в. до 378 г. в Тикале сменилось 14 правителей. Один из них — Чак-Ток-Ичак I, с которым у исследователей ассоциируется богатое погребение 22, обнаруженное при раскопках Северного акрополя. Особого внимания также заслуживают царские гробницы 10 и 48, принадлежавшие царям Йаш-Нун-Айину I и Сьях-Чан-К’авилю II. Эти погребения содержали богатый инвентарь, а также останки нескольких человек, которые были принесены в жертву. Над гробницей 48 был сооружён Храм 33.
Стела 31 с изображением царя Сьях-Чан-К’авиля II,
найденная над(фото: Greg Willis)
Последняя четверть IV в. Была ознаменована судьбоносными событиями. К этому времени к власти пришли представители новой династии. В 378 г. Тикаль подвергся атаке армии Теотиуакана — крупной и мощной метрополии. В результате этого вторжения Чак-Ток-Ичак был свергнут и умер в тот же день, как гласит надпись на одной из стел Тикаля. После кончины правителя Теотиуакан установил в Тикале новый порядок, положивший начало серьёзным преобразованиям в политической и культурной жизни. В архитектуре и изобразительном искусстве эти перемены проявились в появлении теотиуаканских мотивов.
Храм 5C-49, демонстрирующий элементы теотиуаканской
архитектурной традиции (фото: Simon Burchell)
Однако влияние Теотиуакана ощущалось и прежде, однако, в несколько иных масштабах. Судя по всему, к третьей четверти IV в. взаимоотношения между Тикалем и Теотиуаканом укрепились и приобрели регулярный характер, а Тикаль постепенно вышел на первые роли в регионе и контролировал торговые пути, по которым осуществлялся импорт зелёного обсидиана и экспорт жадеита.
Лидирующие позиции Тикаля пошатнулись после того, как в 562 г. была проиграна война с Караколем и Калакмулем, который являлся его основным геополитическим оппонентом. В результате этого поражения Тикаль утратил своё влияние в Петене, следствием чего стал масштабный династический кризис. Внутри Кукульского царства разгорелась гражданская война, затянувшаяся на долгие годы. Кризис был преодолён лишь в 682 г. с воцарением Хасав-Чан-К’авиля, правившего более полувека и положившего начало новому витку в развитии. При этом правителе Тикаль пережил момент своего наивысшего расцвета.
Позднеклассический период ознаменовался тем, что монументальная архитектура, прежде характерная лишь для городского центра, получает распространение и в других районах. В западной, северной, восточной частях Тикаля формируются крупные административные и религиозные комплексы. Каждый из них имеет свои особенности и уникальные черты, выделяющие его на фоне остальных. По оценке известного советского и российского исследователя Р. В. Кинжалова, такую градостроительную концепцию можно охарактеризовать как «кочующий центр». Это означает, что в определённые хронологические отрезки тот или иной комплекс возвышается и приобретает ключевое значение, которое постепенно снижается с ростом статуса другого комплекса. Так, Центральная группа, в которую входят Храмы I и II, окончательно сформировалась в период правления царя Хасав-Чан-К’авиля (682-734 гг.).
Храм II (фото: Mike Vondran)
Самое высокое и грандиозное строение Тикаля — пирамидальный Храм IV, высота которого достигает 65 м, — было сооружено в середине VIII в. (эпоха Йик’ин-Чан-К’авиля).
Храм IV - внешний вид и результаты лазерного сканирования (изображения: CyArk)
Последней третью VII в. датируется ансамбль Храма VI, фасад которого украшен гигантскими иероглифами. В качестве примера также можно привести строительство ансамблей «пирамид-близнецов», являющихся одним из наиболее ярких архитектурных комплексов Тикаля, практически не имеющих аналогов в других городах майя.
Одна из «пирамид-близнецов» (группа Q) Тикаля (фото: Clark Anderson)
Роль главного дворцового комплекса Тикаля в позднеклассический период принадлежала Центральному акрополю, площадь которого составляла порядка 1,5 га. Акрополь состоял из нескольких участков (Дворец пяти этажей, Дворец Малера). Впрочем, на территории Тикаля археологами были открыты и другие дворцовые комплексы, служившие дополнительными резиденциями либо принадлежавшие представителям привилегированной части Кукульского общества.
О могуществе царской династии Тикаля красноречиво свидетельствуют иероглифические тексты на великолепных царских монументах VIII в., однако источником знаний о богатстве и величии царей Кукуля является не только архитектура. Обширный материал даёт изучение погребального культа. Одной из ярчайших находок является погребение 116, которое было найдено при раскопках храма I. Судя по всему, данное погребение является гробницей легендарного Хасав-Чан-К’авиля, при котором Тикаль достиг пика своего развития. Погребённый правитель покоился в гробнице, размеры которой составляли 4×2,5×4 м, на циновке из шкуры ягуара или оцелота, покрытой одеялом из пальмовых листьев или соломы. Головной убор, а также серьги, браслеты и ожерелья выполнены из множества бляшек и бусин из жадеита и жемчуга. Справа и слева от погребённого располагались полихромные вазы и сосуды, большинство из которых были изготовлены из алебастра, а один — из жадеита. В заполнении гробницы также найден инвентарь для совершения жертвоприношений, представленный шипами ската, раковинами, а также диском, вырезанным из сланца и декорированным инкрустацией из пирита. Рядом с южной стеной гробницы было найдено скопление из почти четырёх десятков резных костей. Поверхность костей украшали сцены из мифологии и исторические сюжеты. Открытие гробницы 116 стало одним из наиболее ярких событий в истории археологического изучения Тикаля.
Закат Тикаля начался с наступлением IX в. К этому времени относится последний из известных на сегодняшний день монументов. В 869 г. при царе Хасав-Чан-К’авиле II на центральной городской площади была установлена стела 12, и позже никаких монументальных сооружений больше не возводилось. К началу X в. Тикаль постепенно опустел, его прежнее значение свелось к нулю, а многие царские гробницы подверглись разграблению.
Тикаль в конце XIX в.
На верхнем фото: Центральная группа вместе с Храмом I (автор фото: Bjørn Christian Tørrissen)