АШШУР
09.07.2018

АШШУР

Города древности

Ашшур (Ассур, Aššur, Assur) — древний город, располагавшийся на западном берегу Тигра на месте современного населённого пункта Калат-Шергат (Qal’at Sherqat), в 100 километрах южнее Мосула.


Ashur (Qal'at Sherqat)-115190


Отсчёт его истории начался приблизительно в IV тыс. до н. э. Защищённый высокими скалами и окружённый мощными 15-метровыми стенами из сырцового кирпича с фланкирующими башнями, город представлял собой неприступную крепость. Благодаря своему удобному расположению, основанный ещё в раннединастический период Ашшур постепенно стал стратегически важным оборонительным и торговым центром и на протяжении долгого времени являлся столицей Ассирийского царства.

Название города Ашшур, упоминаемого в различных клинописных текстах, ещё в XIX в. было хорошо знакомо исследователям истории древних цивилизаций Месопотамии, однако на протяжении многих лет археологам не удавалось обнаружить никаких свидетельств, которые помогли бы локализовать его на карте. Выдающиеся открытия совершались одно за другим, благодаря археологическим исследованиям становилось всё больше известно о величественных ассирийских городах — Дур-Шаррукине, Ниневии, Нимруде (Кальху), но священный и загадочный Ашшур оставался неизведанным и недоступным. После многочисленных попыток отыскать древнюю столицу Ассирийского царства, учёные обратили внимание на огромный холм в пустынном урочище Калат-Шергат на берегу Тигра.


Ashur (Qal'at Sherqat)-115186


Впервые разведочные работы на этом месте провёл в 1870-х гг. османский ассириолог Ормуз Рассам, затем в 1903 г. сюда прибыл знаменитый Роберт Кольдевей, но даже он не смог найти ничего значимого, что позволило бы, наконец, разгадать тайну Ашшура. Но главное открытие было суждено совершить другому исследователю — молодому немецкому археологу Вальтеру Андре.

Впервые Вальтер Андре оказался в Ираке в 1898 г. в составе экспедиции Роберта Кольдевея и принимал участие в раскопках Вавилона. В отличие от многих своих знаменитых предшественников, он стремился не ограничиваться поиском сенсационных находок, а старался тщательно изучать все материалы, чтобы восстановить максимально полную картину жизни древнего города. Побывав на холме в урочище Калат-Шергат, Роберт Кольдевей назначил своего молодого ассистента руководителем работ, которые растянулись на 11 лет. Неторопливо, буквально по крупицам, Вальтер Андре изучал руины, скрытые под толщей песка, и вскоре весь просвещённый мир увидел священный ассирийский город Ашшур.


Assur Gertrude Bell

Раскопки Ашшура, 1909 г., фото Гертруды Бэлл


Для правителей Ассирийской державы этот город имел огромное значение, он был важнейшим сакральным центром государства, жизнь которого никогда не текла спокойно и размеренно. Постоянные завоевания царей Ассирии способствовали расширению границ державы и распространению её влияния на обширные территории, а затем наступали другие времена, когда империя рушилась, и «сжималась» в размерах. Но Ашшур неизменно оставался духовным центром, стержнем, на котором многие столетия держалось ассирийское величие.

Первая столица Ассирийской державы выросла из древнего святилища верховного бога-воителя Ашшура. Храм, посвящённый Ашшуру, располагался на вершине отвесной скалы, куда вела монументальная лестница. Помимо центрального храма здесь находились и другие святилища, а также царские дворцы. Благодаря археологическим раскопкам удалось не только проследить строительную историю храма, но и установить, что на протяжении длительного времени верховным божеством местного пантеона являлась Иштар. Её почитали задолго до того, как распространился культ Ашшура, и именно этой богине было посвящено древнейшее святилище, уничтожение которого в конце XIII века до н. э. могло быть связано либо с вторжением иноземных завоевателей, либо с усилением влияния сторонников культа Ашшура.


AssurPlan.jpg

План раскопанных объектов в Ашшуре


В IX в. до н. э., приблизительно через четыре столетия после того, как царь Тукуль-тининурта I приказал сравнять с землёй остатки святилища Иштар, другой правитель — Салманасар III — велел восстановить его на прежнем месте и в прежнем виде. Спустя ещё три века, новое святилище Иштар было построено по желанию царя Ашшурбанапала на развалинах предшествующих строений. Во время раскопок Ашшура археологам встретилось немало изображений этой богини, среди которых чаще остальных встречался образ обнажённой женщины со спадающими на грудь косами.

Археологические исследования позволили учёным узнать и другие подробности религиозной жизни ассирийской столицы. В один из периодов существования города, его жители, как и представители других цивилизаций Месопотамии, исповедовали культ животных. Достаточно широкое распространение в Ашшуре получил древний культ быка, и именно изображение быка стало одним из главных символов Ассирийской державы. Описания ритуалов поклонения быку с жертвоприношениями, зафиксированные в клинописных текстах, сохранились до наших дней и позволили учёным по-новому взглянуть на религиозную историю Ашшура. В материалах раскопок фигурирует ещё одно почитаемое животное — змея, изображения которой присутствовали не только на предметах культа и жертвенниках, но и в росписи керамической посуды.


Water basin for ritual cleansing from the Temple of Ashur (Assur).jpg

Бассейн для ритуальных омовений из храма Ашшура


Архитектурный облик Ашшура сложился в древнейший период истории города, и по мере продвижения археологов в толщу культурного слоя, из песка постепенно вырастали остатки дворцов, храмов, жилых домов. Одним из наиболее ярких памятников архитектуры является монументальный семиярусный зиккурат, построенный из обожжёных кирпичей, к которому вплотную примыкало строение больших размеров, по-видимому, служившее для хранения ритуальных предметов. От берега Тигра к главному храму вела священная дорога, вымощенная камнем, по которой во время праздников передвигались ритуальные процессии.


Ashur_07.jpg

Зиккурат в Ашшуре


Праздничные процессии верующих доходили до храма в честь бога Ашшура, располагавшегося перед городскими воротами. Это было грандиозное и впечатляющее сооружение, бронзовые ворота которого украшало изображение Ашшура, намеревающегося сразиться с богиней зла Тиамат. На протяжении нескольких поколений велись работы по благоустройству храма, появлялись новые элементы декора, производились масштабные работы по озеленению прилегающей территории и устройству подземных каналов для обеспечения доступа влаги к высаженным деревьям. Двор храма, окружённый по всему периметру колоннадой, строители комплекса озеленили по тому же принципу, а рядом с храмовым колодцем находился небольшой бассейн, стены которого украшали изображения богов в окружении жрецов, облачённых в рыбьи маски и с покрытыми чешуёй телами.


276eb69428b5e201c4d87ffef20f9763.jpg

Реконструкция застройки Ашшура


В ходе раскопок в Ашшуре экспедиция Вальтера Андре обнаружила не только руины культовых сооружений, но и наполовину разрушенные стены дворцов, с частично сохранившейся облицовкой из небольших алебастровых пластин со следами красной краски. Стены украшали рельефы в виде неких существ с головами орла или человека и крыльями. Среди изображений встречались и человеческие фигуры со знамёнами в руках, и колёса с восемью спицами. 


Assyrian relief depicting a royal lion hunt Ashur (Assur) 8th-7th centuries BCE.jpg

Рельеф со сценой охоты на львов из Ашшура


Не менее ярким открытием стали и обнаруженные археологами царские гробницы с куполообразными сводами, отличавшиеся весьма простой конструкцией при всей своей внешней монументальности. Ширина и длина погребальных камер составляла 7 м, а высота сводов, облицованных долеритовыми пластинками с высеченными на них именами погребённых царей, достигала 4 м. Специальные ниши в стенах использовались для светильников. Однако при раскопках царских гробниц исследователей ждал неприятный сюрприз — все они были разграблены ещё в древности. Судя по всему, это сделали завоеватели Ашшура, не только вынесшие всю погребальную утварь из гробниц, но и разрушившие огромные каменные саркофаги. Остатки одного из расколотых саркофагов со следами пожара, Вальтер Андре отправил в Берлинский музей, сотрудники которого после реконструкции саркофага смогли прочитать надпись и имя правителя — Ашшурнацирапала. Судя по всему, для того, чтобы добраться до содержимого, захватчики вначале подожгли саркофаг, облив его нефтью, после его облили раскалённый камень водой и раскололи его. Таким же способом они обошлись и с другими царскими захоронениями, уничтожив и погребальный инвентарь, и останки ассирийских царей, тысячи лет назад наводивших ужас на многие народы.


Ashur (Qal'at Sherqat)-115184


Несмотря на то, что в IX в. до н. э. царь Ашшурнацирапал II перенёс столицу в Калах, Ашшур продолжал играть одну из ведущих ролей в политической и культурной жизни Ассирийской державы. Жители Ашшура имели особые привилегии и права, и цари Ассирии регулярно подтверждали их особый статус. Древний священный город оставался великим и значимым практически до последних дней своего существования, пока в 614 г. до н. э. не пал под натиском мидянского войска и надолго исчез из исторических хроник.