Библия и древняя история
Согласно 10-й главе библейской Книги Бытия (так называемой «Таблице народов»), после Великого потопа из ковчега вместе с Ноем вышли его сыновья — Сим, Хам и Яфет со своими женами, от которых и происходит всё Человечество. Большинство имён потомков Ноя известны историкам и филологам как древние названия этно-культурных областей, народов и государств II–I тысячелетий до н. э.
11-я табличка Эпоса о Гильгамеше, включающая вавилонскую версию мифа о Великом потопе
(автор фото: Mike Peel)
Авторы древнееврейских текстов очень интересовались — пожалуй, даже больше, чем древние греки, — родословными связями разных народов. Ведь, согласно библейским представлениям, все население Земли в конечном итоге восходит к Адаму, все люди — родственники, и поэтому было очень важно понять, в какой степени родства кто с кем состоит.
Один из свитков Мёртвого моря — манускриптов III в. до н. э. - I в. н. э.,
содержащие библейские и апокрифические тексты
(автор фото: Osama Shukir Muhammed Amin)
Согласно Ветхому завету, прародителем всех семитских народов стал первенец Ноя Сим. Персонажи, названные в 10-й главе Книги Бытия в качестве потомков Сима, отождествляются преимущественно с народами Западной Азии. Его сыновья Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам считаются родоначальниками таких древних этнических групп как эламиты, ассирийцы, халдеи, арамеи.
Изображение пленного вавилонянина из гробницы Анена (период XVIII династии)
Далее в библейской Таблице народов названы имена трёх поколений потомков Хама. Они могут быть соотнесены, по большей части, с названиями народов Северной Африки и Леванта.
Сирийские правители на росписи из гробницы Аменемхеба (XVIII династия)
Большинство потомков Яфета могут быть более или менее уверенно отождествлены с народами Малой Азии и островов Эгейского моря.
Изображение пленного хетта на рельефе из храма Рамсеса II в Абу-Симбеле
Сыновья Сима, Хама и Яфета стали прародителями больших семей народов, которые заселяли безлюдные пространства в глубокой древности. Имена их внуков (то есть правнуков Ноя) соответствуют макрогруппам популяций, которые сложились, возможно, ещё в каменном веке. Среди «правнуков» названы отдельные народы и страны, часть из которых появились на карте Древнего Востока уже в исторический период.
Стела фараона Мернептаха (1213-1203 гг. до н. э.) — самый ранний древнеегипетский памятник,
упоминающий народ Израиля
Куда разошлись потомки сыновей Ноя после того, как Господь рассеял людей по всему Свету — в результате дерзновенного строительства Вавилонской башни, в Библии не говорится.
Зиккурат в Уре — подобные месопотамские храмы, предположительно,
послужили прообразом Вавилонской башни (автор фото: Joshua McFall)
Библейские данные об истории древних народов не столь уж обильны, а те, что имеются, весьма лаконичны. Тем не менее, они требуют отдельного исследования, поскольку далеко не всегда очевидно, что же имеет в виду Бытописатель, и почти всегда имеются неявные на первый взгляд детали, которые, однако, весьма существенным образом могут повлиять на конечную интерпретацию библейского текста.
Страница Синайского кодекса — древнейшей пергаментной рукописи Библии, созданной в IV в.
Часть недостающих сведений может дать привлечение к библеистическим исследованиям комплекса современных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин — письменной истории, археологии, сравнительного языкознания, физической антропологии, популяционной генетики. Выводы этих наук во многом совпадают, но в чем-то противоречат друг другу. Археология, физическая антропология и нарративная история напрямую изучают материальные и письменные свидетельства, дошедшие до нас из глубины времен. Лингвистика и популяционная генетика позволяют реконструировать древние миграции на основании изучения не только мертвых, но и живых языков и современных человеческих популяций. При этом временная глубина генетических исследований потенциально значительно выше, чем глубина лингвистических, поскольку на сегодня историческая лингвистика не может продвинуться дальше уровня крупных языковых семей, возраст которых составляет не более 8–10 тысяч лет.
Пленные иудеи на Чёрном обелиске ассирийского царя Салманасара III
(автор фото: Gary Todd)
Надо заметить, что генеалогическое древо народов из 10-й главы Книги Бытия будоражило воображение учёных и любителей древней истории в течение многих веков. Деление народов на яфетидов, семитов и хамитов прочно вошло в нашу традиционную картину мира. Поэтому при работе над проектом приходится быть осторожным и периодически задаваться вопросом: не возник ли тот или иной вывод научного исследования под воздействием пусть неявного, но всё же ощутимого влияния библейских интерпретаций? Другими словами, следует избегать осознанной или неосознанной подгонки результатов научных работ под текст Священного писания. Не стоит вдаваться и в другую крайность — стремиться во чтобы то ни стало опровергнуть все сведения, почерпнутые из Библии, на том основании, что источник их якобы недостаточно научен.
Мегиддо — древний город на севере Израиля, возле которого состоялось нескольких великих битв между египтянами и ханаанеями / иудеями
(автор фото: Avram Graicer)
Конечно, библейская Таблица народов носит мифологический характер и в чем-то отличается от современных этно-лингвистических и генетических построений, но в чем-то им вполне соответствует — классификация языков, например, отчасти коррелирует с классификацией народов в Библии.
Этот список в определенном смысле можно считать истоком генетической классификации языков, хотя в древней и средневековой еврейской традиции особого развития это учение не получило. Позже изучение Библии и древнееврейского языка, равно как и Корана и классического арабского, стало составной частью гуманитарного образования в университетах Европы, наряду с классическими языками — греческим и латынью. И, разумеется, когда в конце XVIII века зародилось сравнительно-историческое языкознание, семитские языки — языки потомков Сима, в число которых входят и еврейский, и арабский, оказались одной из первых семей, попавших в поле зрения учёных, занимавшихся развитием этой молодой дисциплины.
Страница т. н. Ленинградского кодекса — древнейшей полностью сохранившейся масоретской рукописи Танаха (Священного Писания), около 1008 г.
Наверное, стоит уточнить, что семитская семья языков во многих отношениях уникальна среди прочих семей Евразии. В неё, с одной стороны, входит один из крупнейших ныне живущих языков континента — арабский. С другой — современный еврейский язык, представляющий собой едва ли не единственный в истории человечества опыт успешного возрождения древнего, давно вымершего языка как языка живого общения. А с третьей стороны, большинство известных нам семитских языков так и остаются вымершими — это такие некогда процветавшие письменные языки Ближнего Востока, как аккадский (ассиро-вавилонский), угаритский, эблаитский, финикийский (подаривший человечеству алфавитную письменность), арамейский и другие. Сравнительное изучение семитских языков и текстов, написанных в древности на этих языках, стало одним из ключевых направлений классической европейской филологии.
Стела из Норы (о. Сардиния), написанная финикийским письмом (автор фото: Olaf Tausch)
В XIX веке, на заре сравнительно-исторического языкознания, было замечено, что библейское родословие народов находит прямое отражение в языковом родстве. Три выделенные учёными языковые семьи народов северной и восточной Африки соответствовали трём сыновьям Хама — берберская семья (Пут), египетская семья (Мицраим) и кушитская семья (Куш). Согласно общепринятой ныне классификации языков они принадлежат к одной макросемье — афразийской. Другие семьи, входящие в её состав: семитская семья, на языках которой говорят не только потомки Сима, но и потомки четвертого сына Хама — Ханаана); а также чадская и омотская семьи. Носители этих языков не упоминаются в Библии, но, возможно, находятся в родстве с потомками сыновей Хама — Пута, Мицраима и Куша. Потомки Яфета, как выяснилось, объединяют носителей индоевропейской и сино-кавказской семей.
Настенная роспись с изображением кушитов, период XVIII династии
В конце XX века, с развитием популяционной генетики, генеалогия потомков Ноя нашла себе соответствия и в классификации гаплогрупп. По данным генетики, современные носители кушитских языков, берберы и потомки доарабского населения Египта (дети Хама) имеют общего мужского предка, отличного от общего предка семитов (детей Сима) и от общего предка индоевропейцев (детей Яфета).
В настоящий момент в центре внимания проекта находится задача совмещения на новом методологическом уровне данных классической библеистики и информации, которую продуцируют современные гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.
«Таблица народов»: история текста, структурные и содержательные аспекты
Принципы классификации в «Таблице народов»
Расселение потомков Хама по данным археологии, генетики и лингвистики